РАСКОЛОТЫЙ ЭКРАН: ДВОЙНИЧЕСТВО В КИНО

Появление двойников на экране уводит вглубь истории кино. Уже в отзыве на фильм «Пражский студент» (1913) Стеллана Рюэ кинокритик Вилли Хаас писал, что двойничество — это «воистину демоническая, воистину духовная проблема кино: проблема проблем кинематографа».

Наша программа отсылает не к карнавальному представлению о двойнике, когда «королём объявляется шут, епископом — сквернослов и богохульник, верх становится низом, а голова — задом…» (С. П. Гурин о концепции карнавала М. М. Бахтина). В центре нашего внимания Doppelgänger, двойник, воплощающий тёмную, вытесненную сторону личности, наделённую автономным существованием.

Впервые такое понимание двойника было заявлено немецкими романтиками, а в кинематографе нашло отражение в эпоху экспрессионизма, позже став частью массового, главным образом голливудского кино. Двойников в кино, по мысли киноведа Пола Коутса, можно поделить на две основные группы: двойник может быть скрыт внутри героя, как в фильме Альфреда Хичкока «Психо», или же спроецирован вовне; во втором случае мир фильма становится фантастическим — именно второй аспект проблемы иллюстрируют картины, включённые в нашу программу.

Откроет её монументальный «Метрополис» (1927) Фрица Ланга. Технологический уклад города будущего делает неразличимым персонажа и его двойника — проповедницу Марию и «человека-машину», ведущего город к катастрофе. По мнению киноведа Зигфрида Кракауэра, фильм Ланга предвосхищает те бедствия, с которыми столкнётся Германия в XX веке.

Другой фильм эпохи немецкого экспрессионизма — «Тени. Ночная галлюцинация» (1923) Артура Робинсона. Поднимая проблему расколотой идентичности, фильм демонстрирует тот разгул насилия, к которому может привести усыпление разума.

В основе фильмов «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1941) Виктора Флеминга и «Портрет Дориана Грея» (1945) Альберта Левина культовые произведения о двойничестве. Монструозные двойники в историях Стивенсона и Уайльда предвосхитили возможности кинематографа по превращению человеческого тела в аттракцион. Если в более ранних экранизациях Стивенсона мистер Хайд имел черты чудовища, воплощавшего расистские предрассудки общества, то у Флеминга он обладает скорее чудовищной психикой, приближаясь к типу «двойника внутри героя».

В завершении будет представлен редкий пример советского фильма, который тоже может быть понят как фильм о двойничестве. Несмотря на обилие двойников в русской литературе, советское кино почти не обращалось к этой теме. В «Поручике Киже» (1934) Александра Файнциммера призрачный двойник обнажает пороки высшего света времён Павла I. Существующий лишь на бумаге поручик Киже персонифицирует пустоту, фиктивность государственного устройства.

Полемизируя с концепцией диалога Михаила Бахтина, философ Валерий Подорога отметил, что в романах Достоевского появление двойника означает предел диалога — диалог с двойником невозможен.

Но можно ли уничтожить двойника? Многочисленные примеры из истории кино убеждают нас, что гибель двойника часто равносильна гибели самого героя. Отчаянные попытки погубить свое отражение приводят лишь к тому, что разбивается зеркало…

Сергей Огудов
Главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор программы

Расписание

27.сентября - 20:45

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. V ММФАФ: «Метрополис / METROPOLIS»

РАСКОЛОТЫЙ ЭКРАН: ДВОЙНИЧЕСТВО В КИНО

Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении:
Ансамбль Клото*
— «клото» (греч. Κλωθώ — «прядущая») — ансамбль современной и новейшей музыки, использующий в своей практике альтернативные подходы к исполнительству. В фокусе внимания ансамбля находятся перформативные практики, поиск и осмысление музыкальных аналогий/генеалогий и эксперименты с аналоговым электронным звучанием.
В реализации звукового сопровождения к «Метрополису» коллектив попытается вычертить некие формальные карты, отвечающие перегруженному языку картины, но при этом — как бы собирающие ее внутреннюю структуру в более цельную для восприятия форму. Многослойность самого визуального ряда будет поддержана за счет сочетания и баланса разнообразных инструментов — от классических и привычных для саундтреков до обработанных современными эффектами аналоговых синтезаторов и ритм-машин.

Германия, Universum Film (UFA)
1927, 130 минут, чёрно-белый, немой, 12+
Фильм демонстрируется с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России.
Фильм демонстрируется с английскими интертитрами и русскими субтитрами.
Автор сценария: Теа фон Харбоу
Режиссёр: Фриц Ланг
Операторы: Карл Фройнд, Гюнтер Риттау
Художники: Отто Хунте, Эрих Кеттельхут, Карл Фоллбрехт
В ролях: Альфред Абель, Густав Фрёлих, Рудольф Кляйн-Рогге, Бригитта Хельм, Генрих Георге

По одноимённому роману Теа фон Харбоу. Действие фильма разворачивается в вымышленном городе будущего. В подземельях «нижнего города» обитают рабочие, превращённые в придатки огромных механизмов — они снабжают энергией «верхний город», населённый знатью, пребывающей в состоянии вечного праздника. Мария, девушка из «нижнего города», предсказывает появление «посредника», который сможет преодолеть разрыв между двумя мирами.

Фрицу Лангу удаётся спроецировать символический конфликт фильма на язык архитектурных форм. Идеальная геометрия, заданная в первых частях, взрывается в финале хаосом восстания. Режиссёр нагружает наивный сюжет сложной и разнородной символикой. Киновед Томас Эльзессер отмечает, что футуризм здесь совмещается с мистикой и отсылками к эзотерике, авангард с христианской мифологией, а немецкие сказки оказываются погружены в контекст урбанистической антиутопии.


Сергей Зыков — художник, музыкант, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, соавтор блока образовательных инициатив лаборатории звуковых исследований Kotä. Сооснователь ансамбля современной музыки Kymatic. Выпускник Московского архитектурного института (МАРХИ) и института «БАЗА»

Илья Капитонов — выпускник магистратуры Sound Art & Sound Studies Школы дизайна НИУ ВШЭ. Музыкальный куратор программы "meio culto" на KURS Radio. В своих работах опирается на электроакустические модуляции и технологические симуляции

Петр Мусоев — солист и куратор ансамбля «клото», окончил Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, продолжил образование на факультете культурологии НИУ ВШЭ, автор концертных программ для центра ЗИЛ, Дома творчества «Переделкино» и пр.

Дмитрий Потоцкий — мультижанровый музыкант и саунд-дизайнер, участник электронной группы aktuele, в прошлом — руководитель музыкального объединения «viperr», выступающий под псевдонимами tear_meat и CD electronics

Подробнее

30.сентября - 21:15

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. V ММФАФ: «Тени / SCATTEN — EINE NÄCHTLICHE HALLUZINATION»

РАСКОЛОТЫЙ ЭКРАН: ДВОЙНИЧЕСТВО В КИНО

Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении:
— Луцына Ольга, выступающая под псевдонимом каринес — саунд-артист, активно работает с акустическими инструментами, записывает саундтреки к фэнтези-играм. Студентка направления Саунд-арт и саунд-дизайн Школы дизайна НИУ ВШЭ.

— Святослав Модестов a.k.a Unknown Pleasure — начинающий артист и саунд-дизайнер, работающий с такими жанрами как дрим-поп, джаз, соул, альтернатива, инди. Студент направления Саунд-арт и саунд-дизайн Школы дизайна НИУ ВШЭ. Ностальгичные мелодии и воздушные текстуры в перемешку с джазовыми структурами придают неповторимое звучание его музыке.

В работе над звуковым сопровождением к картине, дуэт использует как акустические инструменты, так и электронные, пытаясь аудиально подчеркнуть двойственные мотивы фильма.

Германия, Pan-Film
1923, 75 минут, чёрно-белый, немой, 18+
Фильм демонстрируется с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России.
Фильм демонстрируется с чешскими интертитрами и русскими субтитрами.
Авторы сценария: Альбин Грау, Артур Робинсон, Рудольф Шнейдер
Режиссёр: Артур Робинсон
Оператор: Фриц Арно Вагнер
Художник: Альбин Грау
Композитор: Эрнст Риге
В ролях: Фриц Кортнер, Рут Вейер, Александр Гранах, Густав фон Ванненгейм, Юджен Рекс

Граф устраивает званый ужин. Гости ухаживают за графиней, муж ревнует, но потом понимает, что ошибся, приняв за измену игру теней на стене. В поместье приезжает иллюзионист. С помощью теней он показывает, что могло бы произойти, если бы страстям была дана свобода — графиня нарушает супружескую верность, а граф поддается жажде насилия…

Фильм снят в традициях немецкого экспрессионизма. Идея была подсказана Альбином Грау — мистиком и оккультистом, работавшим с Мурнау над «Носферату». Проекция теней в фильме не только технический приём, но и психоаналитический мотив реализации подавленных желаний. Граф (Фриц Кортнер) — мазохист-вуайер и в то же время агрессор, чьё лицо, по выражению киноведа Лотте Айснер, напоминает «маску африканского демона». Развивая тему двойничества, открытую в немецком кино «Пражским студентом» Стеллана Рюэ, режиссёр выстраивает более сложный нарратив — действия теней подобны «фильму в фильме».

Подробнее

01.октября - 18:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. V ММФАФ: «Портрет Дориана Грея / THE PICTURE OF DORIAN GRAY»

РАСКОЛОТЫЙ ЭКРАН: ДВОЙНИЧЕСТВО В КИНО

США, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
1945, 107 минут, чёрно-белый и цветной, 18+
Фильм демонстрируется с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
Автор сценария и режиссёр: Альберт Левин
Оператор: Гарри Стрэдлинг-старший
Художники: Седрик Гиббонс, Ганс Питерс
Композитор: Херберт Стотхарт
В ролях: Джордж Сандерс, Херд Хэтфилд, Донна Рид, Анджела Лэнсбери, Лоуэлл Гилмор

По одноимённому роману Оскара Уайльда. Лорд Генри Уоттон застаёт художника Бэзила во время работы над портретом прекрасного юноши — Дориана Грея. Под влиянием лорда Генри Дориан высказывает желание никогда не стареть, пусть портрет стареет вместо него… Спустя двадцать лет Дориан всё так же молод, с портрета же на него смотрит ужасный старик — воплощение его пороков.

Режиссёр выстраивает прозрачное повествование в духе голливудского кино середины 1940-х. Показ портрета становится поводом к переключению от чёрно-белого изображения к техниколору. Портрет превращается в элемент «кино аттракциона», который вырывается за пределы нарратива и провоцирует прямой эмоциональный отклик зрителя. Расколотая идентичность персонажа как бы дублируется за счёт «раздвоения» самого фильма, а меняющийся портрет наделяется качествами «фильма в фильме», демонстрирующего монструозную «душу» Дориана, утратившую тождество с телом.

Подробнее

02.октября - 17:30

МАЛЫЙ ЗАЛ. V ММФАФ: «Доктор Джекилл и мистер Хайд / DR. JEKYLL AND MR. HYDE»

РАСКОЛОТЫЙ ЭКРАН: ДВОЙНИЧЕСТВО В КИНО

США, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
1941, 115 минут, чёрно-белый, 18+
Фильм демонстрируется с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
Авторы сценария: Джон Ли Мэхин, Сэмюэл Хоффенштейн, Перси Хит
Режиссёр: Виктор Флеминг
Оператор: Джозеф Руттенберг
Художник: Седрик Гиббонс
Композитор: Франц Ваксман
В ролях: Спенсер Трэйси, Ингрид Бергман, Лана Тёрнер, Дональд Крисп, Иэн Хантер

По мотивам повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Доктор Джекилл проводит эксперименты, призванные изменить к лучшему человеческую природу. Полагая, что в каждом человеке есть тёмная и светлая стороны, он готовит эликсир, чтобы высвободить свою тёмную сторону, и, попробовав его, превращается в мистера Хайда, склонного к жестокости и насилию.

В отличие от более ранних экранизаций в фильме Флеминга на первом плане психология персонажей, а не гротескные превращения доктора Джекилла. Двойник здесь не столько монстр, сколько тот же персонаж в состоянии одержимости подавленными желаниями. Мотивы психоанализа заметны в эпизодах галлюцинаций, ставших вторжением сюрреализма в размеренный стиль голливудской драмы. Символика с сексуальным подтекстом напоминает картины Сальвадора Дали, указывая на глубокий внутренний разлад между викторианской моралью и вытесненным миром желаний.

Подробнее

04.октября - 17:30

МАЛЫЙ ЗАЛ. V ММФАФ: «Поручик Киже»

РАСКОЛОТЫЙ ЭКРАН: ДВОЙНИЧЕСТВО В КИНО

СССР, «Белгоскино»
1934, 86 минут, чёрно-белый, 0+
Фильм демонстрируется с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России.
Автор сценария: Юрий Тынянов
Режиссёр: Александр Файнциммер
Оператор: Аркадий Кольцатый
Художники: Пётр Снопков, Константин Карташёв
Композитор: Сергей Прокофьев
В ролях: Михаил Яншин, Эраст Гарин, Борис Горин- Горяинов, Нина Шатерникова, Софья Магарилл

Во времена Павла I писарь делает ошибку: вместо «поручики же назначаются…» пишет «поручик Киже назначается». Мнимый поручик становится поводом для дворцовой интриги. Павел назначает Киже генералом, а после его «смерти», узнав, что доверенные деньги тот «проел», в ярости приказывает хоронить как рядового…

Первый вариант сценария Юрия Тынянова (на его основе позже им написана повесть «Подпоручик Киже») предназначался для Сергея Юткевича, но снят был фильм через 7 лет Александром Файнциммером. Сценарий за это время претерпел несколько переделок и утратил критический заряд. В ранних версиях Павел как огня боялся дворцового переворота и народного восстания, а «пустое место» успешно преодолевало все ступени государственной лестницы. В итоге поручик Киже превращался в двойника самого Павла — у Юткевича убитый император прямо с ним сопоставлялся. Граф Пален, обращаясь к телу Павла, говорил: «Спокойной ночи, император Киже».

Подробнее