
Не оглядывайся / Don’t look back + лекция Михаила Ратгауза
1967, США, 96 мин., документальный
Режиссер: Д. А. Пеннебейкер
Золотой стандарт музыкальной документалистики — лента о британском турне молодого Боба Дилана.
В 1965 году Боб Дилан отправился в большое турне по Великобритании — и все происходившее во время этой поездки снимал на ручную камеру режиссер Донн Пеннебейкер. Он фиксировал бесконечные репетиции, концерты, язвительные диалоги с прессой, жесткие переговоры менеджеров и агентов, перипетии романа Дилана с Джоан Баэз и другие события гастролей. Результат задал каноны музыкального — и любого другого — документального кино: «Не оглядывайся» попал в реестр фильмов библиотеки Конгресса США, критики влиятельного журнала Sight & Sound включили его в десятку лучших неигррвых лент всех времен и народов, а сам Пеннебейкер, позже работавший с Годаром, Норманом Мейлером и Джоном Ленноном, в 2012 году получил Оскара за выдающиеся заслуги в кинематографе.
«Не оглядывайся» — детализированная до мелочей энциклопедия молодого Дилана: яркого и обаятельного, но дерзкого, нагловатого, самолюбивого. Певец разносит журналиста Time, утверждая, что его издании «нет идей, только факты», завязывает полемику со студентом-заучкой, хамовато прерывает выступление певца Алана Прайса, чтобы спросить, почему тот ушел из группы The Animals. Это документ эпохи, фиксирующий не только ее предметность: прямые челки фанаток, пишущие машинки, телефонные автоматы, но и ее смыслы, в частности то, как творчество Дилана воспринималось в контексте того времени. Показательная сцена — журналист надиктовывает для будущей статьи размышление о том, что, вероятно, артист никогда не будет понят: «Бородатые мальчики и девочки с распущенными волосами и похоронным макияжем рукоплещут его песням, упуская их смысл». Спустя 51 год Дилан получит Нобелевскую премию по литературе.
Перед фильмом состоится лекция кинокритика и историка кино Михаила Ратгауза «Муха на стене: что такое «прямое кино».
Открытие метода «direct cinema» в Америке конца 1950-х стало моментом изобретения документального кино, каким мы его знаем сегодня. Именно тогда было придумано и намертво определено, что мы должны считать документальным, как оно обязано выглядеть и какие преступления перед «истиной» оно способно совершить. Как так вышло и почему мы об этом забыли?
Расписание сеансов
Показы закончились.