Пять лёгких пьес/ Five Easy Pieces

ПИАНИНО И ПИАНИСТЫ

Пять лёгких пьес/ Five Easy Pieces
1970, США, 98 мин., ч/б
Авторы сценария: Эдриан Джойс [Кэрол Истмен], Боб Рейфелсон
Режиссер: Боб Рейфелсон
Оператор: Ласло Ковач
Художники: Тоби Карр Рейфелсон, Уолтер Старки
Художник по костюмам: Баки Роуз
Монтаж: Кристофер Холмс, Джеральд Шепард
В ролях: Джек Николсон, Карен Блэк, Сьюзан Энспач, Лоис Смит, Ральф Уэйт, Уильям Чэлли и другие.

Роберт Дюпи, профессиональный музыкант из хорошей семьи, работает на нефтяной вышке в Техасе. Дни его проходят однообразно: он пьет пиво, ходит в боулинг, изменяет своей подруге Рэй, режется в карты с рабочими. Однажды получает сообщение от сестры об инсульте отца и едет домой. Там все безысходно: сестра одинока, отец парализован, брат жалок…

«Пять легких пьес» – фильм знаковый для «американской новой волны», но назвать его в своем роде единственным нельзя. Ничего «единственного» в это время в Голливуде быть не может, все слишком лихо спаяно: продюсеры, сценаристы, режиссеры, актеры. Боб Рейфелсон становится режиссером этого фильма, хотя на его месте мог оказаться любой другой (зато без Джека Николсона фильм просто не состоялся бы). Над сценарием вместе с Рейфелсоном работает Кэрол Истмен под псевдонимом Эдриан Джойс. Она уже работала (в соавторстве) над сценариями двух фильмов с участием Николсона («Огонь на поражение» и «Побег в никуда», 1966), тоже под псевдонимом; по словам режиссера Роджера Кормана, «... хотела приберечь настоящее имя для собственных сценариев».
В 1960-е все в Штатах пребывает в движении. Фильмопроизводство движется от мейджоров к «независимым», сознание – от подспудного нон-конформизма к сексуальной революции. На улицах Лос-Анджелеса – «двадцать пять человек в красных куртках, точные копии Джеймса Дина», – вспоминал Джек Николсон.
К моменту съемок «Пяти легких пьес» он уже больше десяти лет в кино, куда его привел упомянутый Роджер Корман – один из первых независимых студийцев, продюсер, режиссер, сценарист и немного актер. Корман славится скоростью и дешевизной съемок. Это далеко не первоклассная продукция даже для фильмов категории «B», но тут, вокруг Кормана, кипит жизнь. Николсон работает с Ричардом Рашем, Бертом Шнайдером, Деннисом Хоппером не только как актер, он пробует себя и в режиссуре, и в написании сценариев. В фильмах играет школьников, любовников, байкеров разной степени ублюдочности и совершает долгожданный прорыв в 1969 году в «Беспечном ездоке» Хоппера. Там уже только сплошное движение героев по дороге и остается: мир становится одной длинной обочиной».
Ирина Марголина

Расписание сеансов

Показы закончились.