
БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Папа, умер Дед Мороз»
Показ представит оператор фильма Александр Буров и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.
81 мин., ужасы, СССР, 1991, 16+
Режиссер: Евгений Юфит, Владимир Маслов
В ролях: Иван Ганжа, Максим Грибов, Людмила Козловская, Анатолий Егоров, Борис Ильясов, Валерий Криштапенко
В подвале странная пара — дедушка и мальчик расставляют
Гран-при кинофестиваля в Римини, Италия (1992)
Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.
Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».
Евгений Юфит — один из основателей параллельного кино и радикального эстетического направления некрореализм, в середине 1980-х представившего советскую героику и коллективизм как пародийный образ социального маразма и анекдотической тупости.
В 1988—1989 годы Юфит учился на курсе Александра Сокурова и снимал киножурналы для Ленинградской студии документальных фильмов.
«Папа, умер Дед Мороз» является полнометражным дебютом Юфита совместно с Масловым, выпущенным на студии ПиЭФ. Документальная стилистика, интерес к революционному и немому киноавангарду, переосмысление классического советского кино и принадлежность к кругу ленинградских андеграундных художников и музыкантов, интерес к фотографии и патологоанатомии определили почерк последующих работ Юфита, ставших впоследствии классикой отечественного экспериментального кино.
В основе сюжета фильма «Папа, умер Дед Мороз» лежит предложенная Алексеем Германом старшим идея экранизировать готическую повесть А.К. Толстого «Семья вурдалака». На деле от неё остался лишь полумёртвый дедушка и уведённый им за собой мальчик.
Главный герой, писатель-натуралист, приезжает в далёкую деревню, к брату. Здесь он надеется изучить повадки мыши-бурозубки, чтобы затем описать ее таинственную жизнь во всех подробностях. Но в деревне его не ждут и не привечают. Угрюмый мужик и его странная жена пристально смотрят в глаза натуралиста. Диковатый сынок и дедушка-упырь довершают неприятную картину.
При этом дед не страшен ничем, кроме того, что мёртв. Вместо своих привычных инфернальных героев военных-альпинистов и мёртвых лётчиков на авансцену выводится более архетипический персонаж Дед Мороз или дедушка-вурдалак, перекусавший всю семью.
Ужас, который выводят на экране Юфит и оператор Сокурова Александр Буров нового типа — привычный, узнаваемый и «домашний» ужас окружающего пейзажа, быта и угрюмых домочадцев. Реактивные движения персонажей 16-мм лент Юфита 1980-х сменились на отупленное созерцание в духе непроходящего хмурого ночного кошмара.
На дворе переломный 1991 год, и большинство зрителей пугается одного факта гуляющих мертвецов и думать о смысле уже не в состоянии.
Постоянный соавтор Евгения Юфита Владимир Маслов закончил актёрское отделение факультета драматического искусства ЛГИТМиК и впоследствии работал режиссёром экспериментального кукольного театра, а затем и Большого театра кукол.
Сотрудничество с Евгением Юфитом в жанре некрореализма Владимир Маслов начал с «Рыцарей поднебесья» (1989). Юфит и Маслов вместе режиссировали киноленты «Папа, умер Дед Мороз» (1992), «Деревянная комната» (1995) и «Серебряные головы» (1998).
Анжелика Артюх заявила, что в авторском тандеме некрореалистов Маслов «отвечал за крепкость драматургической постройки и точность „психологических состояний“ актёров».
Как написал о фильме легендарный критик и киновед Сергей Добротворский: «Папа, умер Дед Мороз» больше всего похож на ночной бред Брессона, неосторожно посмотревшего «Ночь живых мертвецов».
Расписание сеансов
Показы закончились.