БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Панцирь»
Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.
Фильм представит киновед Любовь Аркус (по видеосвязи) и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.
91 мин., драма, СССР, 1990, 12+
Режиссер: Игорь Алимпиев
В ролях: Петр Кожевников, Александр Спорыхин, Анна Перминова, Виктор Семёновский, Сергей Эрденко, Сергей Добротворский, Владимир Ермилов, Ольга Самошина, Юрий Стоянов, Галина Мамчистова
Ангелы наблюдают за тысячами людей и способны не только видеть, но воспринимать потаенные мысли и чувства. Сон и явь под их взором неразличимы. Сон влечет тем, что в нем можно летать; это, впрочем, обман: сон сковывает тело, берет в плен неподвижности. Наяву же можно только имитировать полет, можно танцевать, можно танцевать без одежд, можно даже танцевать на крыше, но все равно никуда не деться от ощущения тяжести в ногах. Пожалуй, легче всего летать в наркотической отключке, но потом это перестает помогать, даже если открыть газ.
— Бронзовый приз на МКФ в Римини, Италия (1990)
— Приз Всесоюзного общества друзей кино на 21-м кинофестивале «Молодость» (1990)
— Награда за лучший дебют периода перестройки (1985–1990)
— Гран-при КФ «Дебют» в Москве (1991)
Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.
Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».
Игорь Алимпиев — выпускник мастерской Виктора Лисаковича во ВГИКе, начинал как документалист, создал радикальный фильм-портрет режиссёра Динары Асановой «Очень вас всех люблю…», который был отмечен на кинофестивалях и был воспринят коллегами с Ленфильма как провокация. «Панцирь» стал для Алимпиева полноценным дебютом в художественном кино.
«Панцирь» — новаторский фильм, снятый в полудокументальной стилистике, который рассказывает о жизни странных маргинальных молодых людей в мистическом Ленинграде.
В центре истории — судьбы друзей, учившихся в обычной ленинградской школе, в одном классе, и по-прежнему часто собирающихся дружной компанией, чтобы пообщаться, которые сложились по-разному. Олег пошёл служить в милицию, Саня живёт в полуподвальном помещении и вечно конфликтует с сильно пьющим отцом и тусуется на Невском… Два этих героя — антиподы и двойники в суете безвременья. А тем временем страну ждут радикальные перемены.
Алимпиев сделал одного из своих главных героев милиционером, что по тем временам было сродни антигерою-хищнику и также выглядело провокацией. Документальная стилистика смотрелась претенциозно, поскольку происходящее сразу подавалось как правда жизни, но таким образом Алимпиев дал себе творческую свободу, не давая прямых трактований поступкам своих героев.
Их действия бессмысленно ритуальны: милиционер Олег залпом выпивает стакан водки и ложится спать, а его бывший одноклассник Саня пытается ограбить турникеты в метро — все эти порывистые и подчас глупые поступки, как в страшном сне, скрывают героев под оболочкой и панцирем, защищающем от суровой окружающей действительности.
Игорь Алимпиев снял свой фильм «с точки зрения ангелов», что делает его своего рода ленинградской версией «Неба над Берлином» Вима Вендерса. Ангелы наблюдают за тысячами людей и способны не только видеть, но воспринимать потаенные мысли и чувства, поэтому происходящее снимается как бы скрытой камерой. Здесь Алимпиев продолжил мотив, начатый в фильме «Очень вас всех люблю...» о смертоносной и жизнеутверждающей жизни.
В фильме появляется яркий актерский ансамбль, играют в том числе и соавтор сценария Пётр Кожевников, Александр Спорыхин, Ольга Яковлева, Юрий Стоянов и знаменитый киновед и критик Сергей Добротворский.
В финале фильма — строки из «Руслана и Людмилы» Пушкина: «долина смерти», поросшая травой забвения; одинокий герой, о котором не запоют Баяновы струны. «Но вскоре вспомнил витязь мой, что добрый меч герою нужен и даже панцирь».
Спустя почти 35 лет можно сказать, что «Панцирь» — один из главных фильмов про 1990-е и потерянное поколение молодых людей.
Расписание сеансов
Показы закончились.