БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Последний поезд»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

Фильм представит Алексей Герман мл. и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.

82 мин., драма, военный, СССР, 2003, 12+
Режиссер: Алексей Герман мл.
В ролях: Павел Романов, Пётр Меркурьев, Алексей Девотченко, Ирина Ракшина, Александр Тюрин, Марина Раджиева, Наталия Львова, Олег Фёдоров, Сергей Носатов, Людмила Остроумова

Зима 1944 года. Мобилизованный немецкий хирург Пауль Фишбах прибывает на восточный фронт в очень напряженный момент. Вокруг тишина, никто не стреляет, но уже окончательно ясно, что инициатива перешла к советским войскам. Пауль появляется в помещении временного госпиталя, в то время как оттуда эвакуируют последних раненых. Вскоре помещение госпиталя пустеет. В здании остается всего несколько человек, за которыми обещали прислать машину, но она не приедет. Тогда Пауль начинает понимать что поезд, на котором он приехал в эту чужую страну, был для него последним. В хаосе неожиданного советского контрнаступления ему суждено потеряться посреди заснеженных русских просторов и никогда больше не вернуться домой, в Германию.

— МКФ в Венеции, Италия. Премия Луиджи де Лаурентиса – особое упоминание за дебют (2003)
— МКФ «Золотой Александр» в Салониках, Греция. Главная премия и приз ФИПРЕССИ (2003)
— XII Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе. Приз за лучшую режиссуру (2003)
— МКФ фильмов о правах человека «Сталкер». Главная премия с формулировкой «Фильм, защищающий самое главное право человека – право на жизнь» (2003)
— Премия «Ника» в номинации «Открытие года» (2003)
— МКФ «Окно в Европу», Выборг. Участие в программе (2003)
— МКФ фильмов-дебютов в Анже, Франция. Участие в конкурсной программе фестиваля (2004)
— МКФ в Роттердаме, Нидерланды. Приз «Международная амнистия» за смелость и личностный, человечный подход режиссера при изображении войны (2004)
— Фестиваль российского кино в Онфлёр, Франция. Участие в программе (2004)
— ММКФ, Москва. Участие в программе (2004)

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».

Премьера дебютной картины Алексея Германа-младшего, выпущенной на «Киностудии Первого и экспериментального фильма» («ПиЭФ»), которой руководил Герман старший, состоялась на 60-м Венецианском кинофестивале почти в день 27-летия молодого режиссера.

Немецкий военный хирург Пауль Фишбах прибывает зимой 1943-го года на Восточный фронт к самой передовой, в надежде на то, что армия пополнится, воспрянет духом и нанесет решающий и сокрушительный удар. История показывает обратную картину. Не успев толком разобрать вещи, Фишбах попадает в мясорубку партизанской войны и отступления немецкой армии.

Неспешная обстоятельность, с какой показано прибытие хирурга на Восточный фронт, находится в контрапункте, в том числе ритмическим с главным событием — фронт отступает, ситуация на грани паники и потери контроля, раненых спешно эвакуируют. Вновь прибывший человек оказался никому не нужен.

Оператор Олег Лукичёв мастерски показывает сомнамбулическую русскую зиму — где герой блуждает словно между бытием и небытием, постепенное растворение фигуры героя в заснеженном тумане показывает невозможность бегства и усиливает ощущение безысходности, подчеркивая что происходящее больше связано с областью воспоминаний, связанных с фамильной легендой.

В картине, где требовалось сыграть интеллигентного человека в трагических до нечеловеческого предела обстоятельствах, снялся любимец петербургских арт-студентов Павел Романов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской театральной академии. В «Последнем поезде» он сыграл свою единственную в жизни главную роль в кино. Алексей Алексеевич Герман когда-то учился у Романова театроведению. Как говорил Алексей Алексеевич, после первых же кинопроб он понял, что участие Романова делает фильм фильмом, и без его участия «Последний поезд» не состоялся бы.

В комментарии к фильму в каталоге Венецианского фестиваля, где «Последний поезд» получил особое упоминание в конкурсе дебютов (в том же 2003 году приз за лучший дебют получила картина «Возвращение» Андрея Звягинцева), Алексей Алексеевич Герман признаётся, что исходным мотивом при написании сценария стали факты из семейной биографии. Его бабушка вместе с матерью (тогда ещё в младенческом возрасте) были сняты с поезда, который отправлялся в Германию, неким немецким офицером. Примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте. И эти два события по прихотливой логике ассоциаций сопоставлены с судьбой немца-военврача, прибывшего последним поездом на передовую как раз накануне отступления и в итоге пропавшего без вести.

«Последний поезд» напоминает фабулой более поздний замысловатый фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр» (2015), где условные «антагонисты» стали протагонистами, и история показана с иной стороны. Фильм вышел одновременно с картинами нового поколения российских режиссеров начала 2000-х — «Коктебелем» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского (2003), «Возвращением» Андрея Звягинцева (2003), также громко прогремевшим на международных фестивалях, и народным фильмом «Бумер» Петра Буслова. Все вышеупомянутые фильмы стали предвестниками формирования подобия «новой волны» в отечественном кинематографе.

Расписание сеансов

Показы закончились.