
БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Последний поезд»
Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.
Фильм представит Алексей Герман мл. и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.
82 мин., драма, военный, СССР, 2003, 12+
Режиссер: Алексей Герман мл.
В ролях: Павел Романов, Пётр Меркурьев, Алексей Девотченко, Ирина Ракшина, Александр Тюрин, Марина Раджиева, Наталия Львова, Олег Фёдоров, Сергей Носатов, Людмила Остроумова
Зима 1944 года. Мобилизованный немецкий хирург Пауль Фишбах прибывает на восточный фронт в очень напряженный момент. Вокруг тишина, никто не стреляет, но уже окончательно ясно, что инициатива перешла к советским войскам. Пауль появляется в помещении временного госпиталя, в то время как оттуда эвакуируют последних раненых. Вскоре помещение госпиталя пустеет. В здании остается всего несколько человек, за которыми обещали прислать машину, но она не приедет. Тогда Пауль начинает понимать что поезд, на котором он приехал в эту чужую страну, был для него последним. В хаосе неожиданного советского контрнаступления ему суждено потеряться посреди заснеженных русских просторов и никогда больше не вернуться домой, в Германию.
— МКФ в Венеции, Италия. Премия Луиджи де Лаурентиса – особое упоминание за дебют (2003)
— МКФ «Золотой Александр» в Салониках, Греция. Главная премия и приз ФИПРЕССИ (2003)
— XII Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе. Приз за лучшую режиссуру (2003)
— МКФ фильмов о правах человека «Сталкер». Главная премия с формулировкой «Фильм, защищающий самое главное право человека – право на жизнь» (2003)
— Премия «Ника» в номинации «Открытие года» (2003)
— МКФ «Окно в Европу», Выборг. Участие в программе (2003)
— МКФ фильмов-дебютов в Анже, Франция. Участие в конкурсной программе фестиваля (2004)
— МКФ в Роттердаме, Нидерланды. Приз «Международная амнистия» за смелость и личностный, человечный подход режиссера при изображении войны (2004)
— Фестиваль российского кино в Онфлёр, Франция. Участие в программе (2004)
— ММКФ, Москва. Участие в программе (2004)
Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.
Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».
Премьера дебютной картины Алексея
Немецкий военный хирург Пауль Фишбах прибывает зимой
Неспешная обстоятельность, с какой показано прибытие хирурга на Восточный фронт, находится в контрапункте, в том числе ритмическим с главным событием — фронт отступает, ситуация на грани паники и потери контроля, раненых спешно эвакуируют. Вновь прибывший человек оказался никому не нужен.
Оператор Олег Лукичёв мастерски показывает сомнамбулическую русскую зиму — где герой блуждает словно между бытием и небытием, постепенное растворение фигуры героя в заснеженном тумане показывает невозможность бегства и усиливает ощущение безысходности, подчеркивая что происходящее больше связано с областью воспоминаний, связанных с фамильной легендой.
В картине, где требовалось сыграть интеллигентного человека в трагических до нечеловеческого предела обстоятельствах, снялся любимец петербургских
В комментарии к фильму в каталоге Венецианского фестиваля, где «Последний поезд» получил особое упоминание в конкурсе дебютов (в том же 2003 году приз за лучший дебют получила картина «Возвращение» Андрея Звягинцева), Алексей Алексеевич Герман признаётся, что исходным мотивом при написании сценария стали факты из семейной биографии. Его бабушка вместе с матерью (тогда ещё в младенческом возрасте) были сняты с поезда, который отправлялся в Германию, неким немецким офицером. Примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте. И эти два события по прихотливой логике ассоциаций сопоставлены с судьбой
«Последний поезд» напоминает фабулой более поздний замысловатый фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр» (2015), где условные «антагонисты» стали протагонистами, и история показана с иной стороны. Фильм вышел одновременно с картинами нового поколения российских режиссеров начала
Расписание сеансов
Показы закончились.