II Московский международный фестиваль архивных фильмов

С 16 ноября по 30 ноября пройдет II Московский международный фестиваль архивных фильмов, являющийся преемником знаменитого фестиваля «Белые Столбы».

На церемонии открытия в «Иллюзионе» будут представлены сразу две картины — отреставрированный фильм «Миражи» Петра Чардынина и лента «Танцовщица Шивы» Альбера Капеллани, которая являлась одной из наиболее разыскиваемых кинокартин мира и была обнаружена в архиве Госфильмофонда России.

В программу фестиваля вошли забытые и недооцененные современниками фильмы, малоизвестное научное и завораживающее зрелищное кино. Особое место в программе занимают показы архивных находок — лент, считавшихся прежде утраченными. Атрибутирование и восстановление утерянных фильмов является одной из главных задач Госфильмофонда России — организатора фестиваля.

Помимо основной программы «Реставрации и находки», пройдут авторские циклы, собранные ведущими искусствоведами Госфильмофонда РФ и всемирно известными историками кино.

Цикл киноведа и историка кино Наума Клеймана «Третья из трех. Проблемное кино, проблемная эпоха» представит фильмы, которые в свое время были названы «неудачными» или «ошибочными», несмотря на то, что их сняли крупнейшие режиссеры эпохи — С. Эйзенштейн, Г. Александров («Генеральная линия»), В. Пудовкин («Простой случай»), Б. Барнет («Ледолом»), Ю. Тарич («Капитанская дочка») и др. 

В то же время авторская программа Евгения Марголита «Белые одежды. Врач на экране» раскроет многогранный образ врачебной профессии через фильмы минувшего столетия. «Бог он – или инженер?», — спорят герои полнометражного дебюта Ильи Авербаха «Степень риска».

Программа «Грёзы Запада: ориентализм в кино» демонстрирует влияние региона Восточной Африки на кинематографистов: на протяжении многих десятилетий он использовался в качестве декораций для съемок множества приключенческих фильмов.

Фильмы из программы «Карта Ветров» демонстрируют мощь природной стихии и бессилие человека.

Программа «Кино Средней Азии», приуроченная к 100-летию СССР, заострит внимание на ярком этапе развития новаторского кинематографа среднеазиатских республик в 60–80-х.

В рамках цикла «Ленинградская студия документальных фильмов» состоится 6 тематических сеансов, каждый из которых отражает важный период, обращается к ключевой персоне или исследует проблематические ориентиры одной из самых свободных киностудий СССР — «Лендок».

Программа «Социализм в животном мире» также иллюстрирует различные формы борьбы за существование и предлагает ознакомиться со становлением советского научпопа о животных.

Большая часть показов пройдет с плёнки и будет сопровождаться обширной публичной программой: лекциями и дискуссиями с киноведами, реставраторами, режиссёрами и кураторами зарубежных архивов. К участию в публичной программе приглашены: Наум Клейман, Андрей Икко, Ирина Зубатенко, Сергей Огудов, Сёмен Дымшиц, Ирина Белых, Тамара Шведюк, Федерико Стриули, реставратор Аделя Хубутдинова, а также программный директор фестиваля Ольга Деревянкина.


Студентам очных и очно-заочных отделений предоставляется скидка в размере ста рублей от стоимости фестивального показа. Забронировать и приобрести билеты можно в кассе кинотеатра и по телефону: +7 (495) 915-43-53.

Также на отдельные сеансы фестиваля распространяется программа «Пушкинская карта». Подробную информацию читайте на страницах фильмов.

Расписание

16.ноября - 19:00

II ММФАФ: «Танцовщица Шивы» и «Миражи»

РЕСТАВРАЦИИ И НАХОДКИ

Торжественное открытие II Московского международного фестиваля архивных фильмов и киносеанс с живым музыкальным сопровождением Натальи Скворцовой.

19:00 Сбор гостей
20:00 Торжественная часть
20:15 Начало киносеанса

Хронометраж сеанса: 52 мин.
Возрастное ограничение: 18+

«Жрица богини любви или Танцовщица Шивы»
1911, немой, Франция
Режиссёр: Альбер Капеллани
Лента демонстрируется с 35 мм плёнки.

«Танцовщица Шивы» (1911) –   одна из самых изысканных постановок «художественной серии» братьев Пате, которые создавались на французской киностудии в период с 1910 по 1912 год. Главную роль в этой изумительно красивой восточной легенде исполнила знаменитая французская актриса и танцовщица Стася Наперковская (воплощение легкости и изящества на киноэкране).

Фильм до недавнего времени считался утраченным и являлся одной из наиболее разыскиваемых кинокартин тандема Капеллани и Наперковской, поскольку являлся важной вехой в карьере обоих. Кинолента была обнаружена в архиве Госфильмофонда в 2020 году и, как и немой французский фильм «Юдифь» (отреставрирован и показан на открытии I Московского международного фестиваля архивных фильмов в 2021 году), принадлежала коллекции дореволюционного прокатчика Сергея Ивановича Осипова.

«Маленькое сокровище» – именно так фильм «Танцовщица Шивы» анонсировали в программе 2022 года крупнейшего фестиваля архивного кино «Обретенное кино», ежегодно проходящего в Италии, где он был показан в рубрике «Реставрации и находки».

«Миражи»
1915, немой, Российская империя
Режиссёр: Петр Чардынин
Лента демонстрируется с цифрового носителя.

В 2022 была Госфильмофондом РФ отреставрирован дореволюционный фильм «Миражи» (1916) режиссера Петра Чардынина - ключевой фигуры дореволюционной эпохи. «Миражи» - это сильная типовая драма, главную роль в которой исполнила «королева экрана» Вера Холодная, а сценарий был написан Екатериной Виноградской (Тиссовой), будущего автора сценария «Обломка империи», «Партийного билета» и «Члена правительства».

Цифровая реставрация осуществлена в рамках масштабного проекта восстановления сохранившихся фильмов Петра Чердынина, приуроченного к 150-летию со дня рождения режиссера.

Подробнее

17.ноября - 18:00

II ММФАФ: Лекция «Проблемные» фильмы проблемной эпохи»

17 ноября в 18:00 в Большом зале кинотеатра «Иллюзион» пройдёт лекция историка кино, киноведа Наума Клеймана «Проблемные» фильмы проблемной эпохи». 0+

Лекция сопровождает авторскую программу, посвященную переосмыслению «ошибочных», «переходных» фильмов 1929-1934 годов.

 

Подробнее

17.ноября - 21:30

II ММФАФ. Грезы Запада: ориентализм в кино. Сеанс 1

ГРЕЗЫ ЗАПАДА: ОРИЕНТАЛИЗМ В КИНО

Сеанс представит киновед, историк кино, начальник отдела научной обработки фонда Госфильмофонда России Андрей Икко.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Натальи Скворцовой.

Хронометраж сеанса: 81 мин.
Ленты демонстрируются с 35 мм плёнки с русскими субтитрами. 12+

«Богдадский вор»
1925, немой, СССР
Режиссёр: Евгений Гурьев

Пародия на одноименный фильм с участием Дугласа Фербенкса, рекламирующая товары «Мосторга». Однажды, насмотревшись на приключения главного героя в «Багдадском воре» некий гражданин Птицын невольно начинает подражать поведению, движениям и повадкам героя Фербенкса: ставит подножку прохожему, пытается своровать хоть что-то у проходящих мимо людей, представляет, сидя в пивной, что вместо раков перед ним огромные чудовища, и борется с ними, Вскоре он воображает себе, что универмаг «Масторга» - это идеальный восточный базар, где можно найти абсолютно все. Поэтому, когда ночью все посетители расходятся, Птицын проникает внутрь, чтобы украсть все, что только сможет унести в руках. Забывшись, он проводит в этом воровском раю всю ночь, и не замечает когда наступает утро. А утром приходит милиция, и, сняв неудачливого вора с ковра-самолета (который почему-то не хочет летать), проводит его в отделение.

«Крик в Аравии / Калиф на час»
1924, немой, США
Режиссёр: Ф. Ричард

Неудачливый расклейщик киноафиш Билл волею случая оказывается на корабле, плывущем в Аравию. Пассажирами этого корабля также являются молодая художница и Магомет – вспыльчивый «восточный человек». После ссоры с ним Билла вышвыривают с корабля в море. Как только он оказывается на суше, его похищают загадочные всадники и доставляют в шатер, принадлежащий все тому же Магомету. Биллу грозит неминуемая гибель от рук Али – палача Магомета, но внезапно появляется арабский принц, в котором Билл признает своего сослуживца, недавно уволенного с киностудии. Назвав Билла своим другом, принц делает его своим поверенным и с помощью мага превращает в шейха. Череда злоключений преследует Билла, пока в один момент он не просыпается посреди дороги с рекламой фильма «Шейх» в руках. 

Подробнее

18.ноября - 16:00

II ММФАФ: Лекция «Ориентализм в кино»

18 ноября в 16:00 в Большом зале кинотеатра «Иллюзион» пройдёт лекция киноведа Госфильмофонда России, историка кино Андрея Икко на тему «Ориентализм в кино». 0+

Ориентализм в кино – явление малоизвестное и малоизученное, хотя свой отсчет «экзотическое» ориенталистское кино ведет еще с зарождения кинематографа. Лекция Андрея Икко будет посвящена этому сложному, противоречивому жанру, его возникновению и развитию – начиная от 1900-х годов и вплоть до прихода звука в конце 1920-х, когда на смену жанру «экзотического фильма» приходит «колониальный фильм». Будут рассмотрены разнообразные варианты подхода к самой «экзотике» – будь то изображение стран Востока или Африки, разнообразие взглядов на ориентального «Другого». 

Подробнее

18.ноября - 17:00

II ММФАФ. Грезы Запада: ориентализм в кино. Сеанс 2. Хроника

ГРЕЗЫ ЗАПАДА: ОРИЕНТАЛИЗМ В КИНО

Сеанс представит киновед, историк кино, начальник отдела научной обработки фонда Госфильмофонда России Андрей Икко.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Сергея Аксенова.

Хронометраж сеанса: 92 мин
Показ проходит с 35 мм плёнкии и цифрового носителя. 16+
Немые фильмы демонстрируются с русскими субтитрами.

Фильмы разных стран, 1900-е -1920-е.

«Путешествие в Луксор и его окрестности»
«Путешествие по Египту»
«Золотые города»
«Картины Алжира»
«Тунис, Карфаген, Дугга»
«Мусульмане города Фес»
«От Нигера до Орана»
«Туггурт в южном Алжире»
«Невольничья дорога в Конго»

Подробнее

18.ноября - 22:15

II ММФАФ: «Сеанс 1. Физиология и победа над смертью»

СОЦИАЛИЗМ В ЖИВОТНОМ МИРЕ

Сеанс представит кандидат Филологических наук, главный специалист отдела по исследованию, издательской и просветительской деятельности Госфильмофонда России Сергей Огудов.

Хронометраж сеанса: 96 мин
Ленты демонстрируются с 35 мм плёнки. 18+

«Механика головного мозга»
Фильм демонстрируется в живом музыкальном сопровождении.
1925, немой, СССР
Режиссёр: В.И. Пудовкин.

Фильм, основанный на учении академика Павлова,  объясняет устройства рефлексов, от которых зависит поведение животных и человека. Эксперименты, показанные на экране, по-прежнему производят впечатление на зрителя. Дело не столько в их «железной» убедительности, сколько в строго механистическом понимании живого: тело животного и человека в фильме – это машина, которая исследуется механическим же способом. 

«Мнимая смерть»
1946, звуковой, СССР
Режиссёр: Л. Печорина

Фильм посвящен явлению анабиоза – «мнимой смерти». Сначала демонстрируются проявления анабиоза в микромире, а затем на примере насекомых, земноводных и рыб. Режиссёр и оператор успешно пользуются возможностями микро и макросъемки, а эксперимент по оживлению лягушки убеждает зрителя в том, что смерть бывает обманчива.

«Опыты по оживлению организма»
1940, звуковой, СССР
Режиссёр: Д.И. Яшин

Фильм рассказывает об экспериментах с автожектором – аппаратом искусственного кровообращения, созданным выдающимся советским физиологом Сергеем Брюхоненко. Показаны опыты, некогда ставшие  сенсацией в науке. Зритель видит оживление в лаборатории отдельных органов собаки: бьется сердце, дышат легкие и начинает двигаться голова. Автожектор становится механическим аналогом органического сердца, позволяющим вернуть организм к жизни.

Подробнее

19.ноября - 13:00

II ММФАФ: Лекция «Ярославская кинофабрика Григория Либкена»

19 ноября в 13:00 в Большом зале кинотеатра «Иллюзион» пройдёт лекция историка и хранителя документальных фондов Ярославского музея-заповедника Ирины Зубатенко на тему «Ярославская кинофабрика Григория Либкена». 0+

Лекция посвящена ярославской кинофабрике Григория Либкена, одной из самых успешных в российской провинции в начале XX века. Особое внимание будет уделено истории успеха её владельца, авантюриста и мошенника, который смог превратиться в пионера русского кинорынка и «фабриканта русских лент». Новые источники, выявленные в музейных и архивных собраниях, дают возможность подробно и точно рассказать о кинопроизводстве в Ярославле — от первого фильма Либкена, снятого летом 1913 года, до гибели ярославского киноателье в июле 1918 года.

Подробнее

19.ноября - 14:00

II ММФАФ. Грезы Запада: ориентализм в кино. Сеанс 3. Женщины Индии, Ангкор, Тайна Бомбея

ГРЕЗЫ ЗАПАДА: ОРИЕНТАЛИЗМ В КИНО

Сеанс представит киновед, историк кино, начальник отдела научной обработки фонда Госфильмофонда России Андрей Икко.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Сергея Аксенова.

Хронометраж сеанса: 80 мин. 16+

«Женщины Индии / Les Femmes de l`Inde»
Фильм демонстрируется с цифрового носителя.
1900-е, немой, Франция

Несколько сцен из жизни индианки: утренняя гигиена, примерка сари, встреча с ребенком, игра на музыкальном инструменте, молитва в храме.

«Ангкор / Angkor»
Фильм демонстрируется с цифрового носителя.
1910-е,немой, Франция

Ангкор-Ват - храмовый комплекс, созданный в честь бога Вишну в XII веке. В фильме показаны руины этого комплекса и все сохранившиеся до наших дней фрагменты архитектуры зданий и священных мест: пять башен из песчаника, статуи Будды, различные барельефы с изображением богов и животных.

«Тайна Бомбея / Das Geheimnis von Bombay. Das Abenteuer einer Nacht»
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки с русскими субтитрами.
1921, немой, Германия
Режиссёр: Артур Хольц

Знаменитая певица Габриэла Фарнезе путешествует на корабле, который пришвартовывается в Бомбее на ночь. Когда она узнает, что известная танцовщица Конча выступает этим вечером в местной чайной, она решает познакомиться с ней поближе, потому что, как говорят, она удивительно похожа на нее. Вместе со своим возлюбленным она сходит на берег, но внезапно ему приходится вернуться на борт корабля и оставить ее на попечение своего друга, поэта Тосси. Когда они останавливаются у чайной, Тосси отвлекает ловкий мошенник, а его соратник в это время похищает Габриэлу и запирает ее в подвале. Ее сходство с Кончей наталкивает похитителей на мысль о том, что Габриуэлу можно выдать за Кончу, обвиненную в убийстве.

Подробнее

19.ноября - 16:15

II ММФАФ: «Сеанс 1. Поиск достоверности»

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СТУДИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Сеанс представит киновед, ведущий специалист по просветительской деятельности Госфильмофонда России Дарья Горбач.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Натальи Скворцовой.

Хронометраж сеанса: 90 мин. 16+

«Похороны А.А.Ахматовой»
Фильм демонстрируется с цифрового носителя.
1966, СССР, реж. С.Аранович

Похороны Анны Ахматовой, снятые под руководством Семена Арановича в Ленинграде весной 1966 года. Несмонтированный материал.

«Твое щедрое сердце»
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки.
1967, СССР, реж. Е. Учитель

Фильм-наблюдение к 50-летию Октябрьской революции. Съемки проходили в Сибири, на Дальнем Востоке, в Москве и Ленинграде. Председатель колхоза Бизунов, ученые из Института ядерной физики, участники клуба молодых ученых «Под интегралом» рассуждают о прошлом, будущем и настоящем своей страны, профессии и этических вопросах, возникающих перед современным человеком. 

Подробнее

19.ноября - 18:30

II ММФАФ: «Сеанс 1. Купеческие драмы и уездрый фарс»

Ярославская кинофабрика Григория Либкена

РЕСТАВРАЦИИ И НАХОДКИ

Сеанс представит историк и хранитель документальных фондов Ярославского музея-заповедника Ирина Зубатенко.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Натальи Скворцовой (пианино).

Хронометраж сеанса: 74 мин.
Фильмы демонстрируются с 35 мм плёнки. 18+

«Дочь купца Баширова»
1913, Российская Империя
Производство Г.И. Либкен
Режиссёр: Н. Ларин

«Волгари»

«Петра Смирнова сыновья»
1915, Российская Империя
Производство Г.И. Либкен

«Дядя Пудв Лунапарке (Фрагмент фарса с Зимовым)»
1915, Российская Империя
Производство Г.И. Либкен

Подробнее

19.ноября - 20:30

II ММФАФ: «Целомудренная Сюзанна / Die keusche Susanne»

РЕСТАВРАЦИИ И НАХОДКИ

Сеанс представит главный искусствовед, заведующий киноархивом Госфильмофонда России Ольга Деревянкина.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Натальи Скворцовой.

Хронометраж сеанса: 90 мин
Фильм демонстрируется с цифрового носителя с русскими субтитрами. 12+

«Целомудренная Сюзанна»
1926, Германия, Комедия
Режиссер: Рихард Айхберг
В ролях: Вильгельм Бендов, Рут Вейер, Вилли Фрич, Вернер Фюттерер, Лилиан Харви, Эрнст Хофман, Ханс Юнкерман, Альберт Паулиг, Лидия Потехина, Отто Валльбург

Подробнее

20.ноября - 12:00

II ММФАФ: «Сеанс 2. Борьба за существование»

СОЦИАЛИЗМ В ЖИВОТНОМ МИРЕ

Сеанс представит кандидат Филологических наук, главный специалист отдела по исследованию, издательской и просветительской деятельности Госфильмофонда России Сергей Огудов.

Хронометраж сеанса: 84 мин
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 16+

«В песках Средней Азии»
1942, научно-популярной, СССР
Режиссёр: А. Згуриди

Животные, обитающие в пустыни Кара-Кум, ведут борьбу за существеннее. Эфа нападает на появившегося из норы тушканчика, беркут атакует джейрана и удерживает в своих когтях. С каждым из представителей пустынной фауны связана какая-то, часто драматическая история. В фильме реализуется идея природы с “окровавленными клыками и когтями” где выживают сильнейшие, а слабые безжалостно истребляются.

«Солнечное племя»
1945, научно-популярной, СССР
Режиссёр: П. Винницкий

Зрителю показана увлекательная жизнь пчелиного улья, снятая с большим техническим мастерством: метаморфозы пчелы, защита улья, сбор нектара. Коллектив пчел – «солнечное племя» – становится прообразом социума, живущего как единое целое (недаром вторым названием фильма было «Пчелиный народ»). В 1946 году на Канском фестивале фильм получил международную премию научного кино

Подробнее

20.ноября - 14:00

II ММФАФ: «Белый ад Пиц-Палю / Die Weisse Holle vom Piz Palu»

КАРТА ВЕТРОВ

Фильм представит ведущий искусствовед Госфильмофонда России Наталия Мокрушина.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Сергея Летова (духовые инструменты) и Евгения Вороновского (электронные инструменты, скрипка).

Хронометраж: 133 мин.
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки с русскими субтитрами. 12+

«Белый ад Пиц-Палю / Die Weisse Holle vom Piz Palu»
1929, немой, Германия
Режиссёры: Арнольд Фанк, Георг Вильям Пабст

Гора Пиц-Палю в Бернских Альпах на юго-востоке Швейцарии становится ледяной могилой для невесты доктора Йоханнеса Краффта, пропавшей в глубокой расщелине во время схода лавины. Долгие годы Йоханнес одиноко бродит по горам, в поисках тела своей возлюбленной. Однажды в отдаленной горной хижине он встречает молодую пару альпинистов, вызвавшихся сопровождать его в восхождении на северный склон Пиц-Палю. Втроем они начинают восхождение, несмотря на то, что горный ветер фён набирает свою силу, предвещая снежную бурю.

Подробнее

20.ноября - 17:00

II ММФАФ: «Сеанс 2. Исторический боевик и фильмы песенного жанра»

Ярославская кинофабрика Григория Либкена

РЕСТАВРАЦИИ И НАХОДКИ

Сеанс представит историк и хранитель документальных фондов Ярославского музея-заповедника Ирина Зубатенко.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Сергей Аксенов (пианино).

Хронометраж сеанса: 107 мин.
Фильмы демонстрируются с 35 мм плёнки. 18+

«Стенька Разин»
1914, немой, Российская империя
Производство: Г.И. Либкен

«Колокольчики-бубенчики звенят, простодушную рассказывают быль»
1916, немой, Российская империя
Режиссёр: С.Я. Веселовский
Производство: Г.И. Либкен

«Лучинушка»
1917, немой, Российская империя
Режиссёр: Е. Брайген
Производство: Г.И. Либкен

Подробнее

20.ноября - 20:00

Презентация альбома плакатов «Белые одежды. Врач на экране»

20 ноября 20:00 в Большом зале кинотеатра «Иллюзион» состоится презентация альбома плакатов «Белые одежды. Врач на экране». Альбом представит главный искусствовед Госфильмофонда России Евгений Марголит. Мероприятие проходит в рамках II Московского международного фестиваля архивных фильмов. 

Госфильмофонд России презентуе очередной альбом киноплакатов из архивов, и в этом году собрание посвящено образу врача на экране. В отечественном кино эта профессия стала одной из самых популярных во второй половине минувшего столетия (а в 2020 году белые халаты врачей и медицинские маски неожиданно оказались и в мире среди главных символов). Престиж профессии подняли события Второй мировой войны. Они сделали врача героем в прямом смысле этого слова. К тому же этот персонаж чрезвычайно киногеничен: медицинская маска закрывает большую часть лица, внимание сосредоточено на глазах человека, естественным образом создавая аналог выразительного сверхкрупного плана.

Приобрести альбом можно будет в книжной лавке «Порядка слов» в кинотеатре «Иллюзион».

Подробнее

20.ноября - 20:30

II ММФАФ: «Женщина завтрашнего дня»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ. ВРАЧ НА ЭКРАНЕ

Сеанс представит главный искусствовед, заведующий киноархивом госфильмофонда России Ольга Деревянкина.

Хронометраж: 43 мин
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+

«Женщина завтрашнего дня»
1914-15, немой, СССР
Режиссёр: П. Чардынин 

Феминистская сенсация начала ХХ века: женщина-врач – самая неожиданная героиня в раннем русском кино.

Подробнее

21.ноября - 17:00

II ММФАФ: «Сеанс 3. Павел Коган»

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СТУДИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Сеанс представит киновед, ведущий специалист по просветительской деятельности Госфильмофонда России Дарья Горбач.

Общий хронометраж: 83 мин.
Фильмы демонстрируются с 35 мм плёнки. 16+

«Взгляните на лицо»
1966, звуковой, СССР
Режиссёр: П. Коган

Посетители Эрмитажа разглядывают картину «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, не замечая, что их снимает скрытая камера. 

«Большой хоккей»
1969, звуковой, СССР
Режиссёр: П. Коган

Чемпионат мира по хоккею с шайбой, прошедший в Стокгольме в 1969 году. Съемочная группа зафиксировала не только спортивное состязание и болельщиков на трибунах, но и жизнь улиц Стокгольма. 

«Полет»
1972, звуковой, СССР
Режиссёр: П. Коган

Фильм-портрет летчика-испытателя Александра Щербакова.

Подробнее

21.ноября - 19:00

II ММФАФ: «Диана Каренне. Цыганка»

РЕСТАВРАЦИИ И НАХОДКИ

Сеанс представит историк кино, старший искусствовед Госфильмофонда России Тамара Шведюк.
Показ пройдёт в живом сопровождении композитора электронной музыки Карины Казарян.

Хронометраж сеанса: 80 мин
Фильмы демонстрируются с цифрового носителя с русскими субтитрами. 16+

«Трагедия двух сестёр»
1913, немой, Российская Империя
Производство Т/Д Дранков и Талдыкин

«Цыганская страсть»
1916, немой, Италия,производство Pasquali

«Потерянная!»
1921, немой, Италия, Nova Film

Диана Каренне была актрисой, кинорежиссером, сценаристом, кинопродюсером с собственной кинокомпанией, кинокритиком, художницей и поэтом. Пик ее карьеры пришелся на период с 1916 по 1920 год в Италии, стране, лидирующей на международной кинематографической арене. Каренне потрясла итальянский кинематограф, став одной из главных итальянских див. "Самая умная из всех" и "немного сумасшедшая" - так именовали Каренне итальянцы. Она дружила с Максом Линдером и приводила в трепет Джорджо де Кирико. Феномен Каренне до сих пор является объектом многочисленных исследований. Однако все они обречены на недостоверность, поскольку фильмов с Каренне почти не сохранилось, а биография актрисы полна «белых пятен», противоречий и легенд.

Вот почему фрагмент фильма, который был обнаружен в архиве Госфильмофонда и идентифицирован как дореволюционный фильм «Трагедия двух сестер»,1914 года, вкупе с двумя найденными фильмами итальянского периода Каренне - легендарной "Цыганской страстью" 1916 года и практически неизвестной "Потерянной!" 1921 года - это настоящая сенсация: ведь речь идет сразу о трех фильмах актрисы, о которой в настоящее время почти ничего не известно. Найденная «Трагедия двух сестер» свидетельствует о том, что актриса, в действительности, была русской и свой дебют совершила в Российской Империи, а "Цыганская страсть" и "Потерянная!" проливают свет на итальянский триумф актрисы. 

Подробнее

21.ноября - 21:05

II ММФАФ: «Сеанс 3. Литературные экранизации и оригинальный бульварный сценарий»

Ярославская кинофабрика Григория Либкена

РЕСТАВРАЦИИ И НАХОДКИ

Сеанс представит историк и хранитель документальных фондов Ярославского музея-заповедника Ирина Зубатенко.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Сергей Аксенов (пианино).

Хронометраж сеанса: 80 мин
Фильмы демонстрируются с 35 мм плёнки. 16+

«Ледяной дом»
1916, Российская империя
Производство: Г.И. Либкен

«Мародеры тыла»
1916, Российская империя
Режиссёр: С.Я. Веселовский
Производство: Г.И. Либкен

«Человек из ресторана»
1916, Российская империя
Режиссёр: С.Я. Веселовский
Производство: Г.И. Либкен

Подробнее

22.ноября - 20:30

II ММФАФ: «Генеральная линия»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

ТРЕТЬЯ ИЗ ТРЁХ. «ПРОБЛЕМНЫЕ» ФИЛЬМЫ ПРОБЛЕМНОЙ ЭПОХИ

Фильм представит киновед и историк кино Наум Клейман.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Натальи Скворцовой.

Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+

«Генеральная линия»
1926 -1929, 87 мин., СССР
Режиссёры: С.Эйзенштейн, Г.Александров
В ролях: М. Лапкина (Марфа Лапкина), М. Иванин (ее сын), В. Бузенков (секретарь молочной артели), Нежников (Мирошкин, учитель), Чухмарев (мясник), И. Юдин (комсомолец), Е. Сухарева (ведьма), М. Палей, М. Гоморов, Ефимкин, Хуртин, Нуждин (крестьяне), К- Васильев (тракторист), Г. Матвей (священник).

Нищей, темной и убогой встает русская деревня в первых кадрах фильма. Безлошадная крестьянка Марфа Лапкина, не желая более мириться с нищетой, вместе с участковым агрономом и несколькими бедняками организует в деревне молочную артель. Несмотря на вредительство кулаков, благосостояние коллективного хозяйства растет. Рабочие-шефы помогают артели получить первый трактор. В финале картины уже десятки тракторов пашут артельную землю. За рулем одного из них — Марфа Лапкина.

Аннотация к фильму в каталоге Госфильмофонда «Советские художественные фильмы» (М., изд. «Искусство», т. 1 и 2, 1961). 
Мы намеренно приводим аннотации к фильмам начала 1960-х годов, чтобы сохранить восприятие фильмов той эпохи. 

Подробнее

23.ноября - 20:00

II ММФАФ: «Чардынин: "Хризантемы" и "Молчи, грусть, молчи"»

РЕСТАВРАЦИИ И НАХОДКИ

Сеанс представит главный искусствовед, заведующий киноархивом Госфильмофонда России Ольга Деревянкина.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Натальи Скворцовой
.

Хронометраж сеанса - 95 мин.
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 18+

«Хризантемы»
1914, немой, Российская империя
Режиссёр: Петр Чардынин

«Молчи, грусть, молчи»
1918, немой, Российская империя
Режиссёр: Петр Чардынин

Подробнее

24.ноября - 18:15

II ММФАФ: Дискуссия «О реставрациях фильмов»

В рамках II Московского международного фестиваля архивных фильмов состоится научная дискуссия «О реставрациях фильмов». 24 ноября в 18:15 в Большом зале кинотеатра «Иллюзион» эксперты обсудят как научную киноведческую сторону процесса реставрации кинофильма, так и техническую. 0+

 

В 2020 году был открыт обновленный отдел цифровой реставрации в Госфильмофонде России. На протяжении всего 2021 года он продолжил своё техническое расширение. И уже сегодня специалисты проводят работу по стабилизации, чистке и многоэтапной цветокоррекции изображения, реставрации звука. В процессе реставрации с  изображения устраняются царапины, пыль, пятна и склейки, устраняется мерцание, возникшее в результате выгорания пленки. Благодаря этому современный зритель имеет возможность увидеть фильм в том виде, в каком он выходил на экраны в своё время.

Участники:
Ольга Деревянкина, заместитель генерального директора – заведующая архивом Госфильмофонда России;
Адиля Хубутдинова, главный специалист по цифровой реставрации и цветокоррекции.

Подробнее

24.ноября - 19:15

II ММФАФ: «Чардынин: "Дядюшкина квартира" и "Миражи"»

РЕСТАВРАЦИИ И НАХОДКИ

Сеанс представит главный искусствовед, заведующий киноархивом Госфильмофонда России Ольга Деревянкина.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Ивана Гребенщикова (пианино)
.

Хронометраж сеанса - 65 мин.
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 18+

«Дядюшкина квартира»
1913, немой, Российская империя
Режиссёр: Петр Чардынин

«Миражи»
1915, немой, Российская империя
Режиссёр: Петр Чардынин

Подробнее

24.ноября - 21:00

II ММФАФ: «Сеанс 5. Николай Обухович»

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СТУДИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Сеанс представит киновед, ведущий специалист по просветительской деятельности Госфильмофонда России Дарья Горбач.

Общий хронометраж: 54 мин. 16+

«Вся сталь Абакумова»
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки.
1971, СССР
Режиссёр: Н. Обухович

Школьники отвечают на вопросы о выборе профессии. Сталевар Юрий Абакумов рассказывает о своей работе. Его рассказ перемежается с кадрами школьной экскурсии на заводе «Центролит», где работает герой.

«Наша мама – герой»
Фильм демонстрируется с цифрового носителя.
1979/89, СССР
Режиссёр: Н. Обухович

Дважды Герой Социалистического труда, ткачиха В.И. Голубева все свое время посвящает работе. Она олицетворяет собой успехи и достижения советской власти, пока ее муж и сын вынуждены проводить время без жены и матери.

Подробнее

25.ноября - 16:30

II ММФАФ: «Сеанс 2. Оттепель»

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СТУДИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Сеанс представит киновед, ведущий специалист по просветительской деятельности Госфильмофонда России Дарья Горбач.

Общий хронометраж: 95 мин. 16+

«Бенни Гудман и джаз-оркестр»
1962, СССР
Режиссеры: Г. Донец, Л. Квинихидзе
Цифровой носитель, звуковой

Гастроли всемирно известного музыканта Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР.

«Маринино житье»
1966, СССР
режиссер Л. Квинихидзе
Плёнка 35 мм, звуковой

Будни ленинградской официантки Марины Куприяновой из молодежного кафе «Ровесник»: недовольные посетители, веселая молодежь и воспоминания о тяжелом военном прошлом.

«До свидания, мама!»
1966, СССР
Режиссер М. Литвяков
Плёнка 35 мм, звуковой

Действие происходит спустя двадцать лет после окончания войны, детские дома переполнены – в них живут дети, оставленные роженицами и изъятые из неблагополучных семей.

«Бип остается в Ленинграде»
1961, СССР
Режиссер В. Гулин
Плёнка 35 мм, звуковой

Французский мим-артист Марсель Марсо на гастролях в Ленинграде. Номера в исполнении Бипа на сцене и улице, прогулка по городу, встреча с Аркадием Райкиным.

«Восемнадцать моих мальчишек»
1968, СССР
Режиссер: В. Гурьянов
Плёнка 35 мм, звуковой

Рабочая молодежь на заводе «Электросила» – обаятельные прогульщики и повесы. За «воспитание» берется слесарь Степан Степанович Витченко, верящий в прекрасное будущее своих учеников.

Подробнее

25.ноября - 19:00

II ММФАФ: «Простой случай»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

ТРЕТЬЯ ИЗ ТРЁХ. «ПРОБЛЕМНЫЕ» ФИЛЬМЫ ПРОБЛЕМНОЙ ЭПОХИ

Фильм представит киновед и историк кино Наум Клейман.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Натальи Скворцовой.

Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+

«Простой случай»
1930, 75 мин., СССР
Режиссёр: Вс.Пудовкин
В ролях: А. Батурин (Ланговой), Е. Рогулина (Машенька), М. Белоусова (девушка), А. Горчилин (рабочий), А. Чекулаева (жена рабочего), И. Новосельцев (Вася), А. Чистяков (дядя Саша), В. Кузьмич (Желтиков), А. Белов (Гриша), В. Уральский (солдат).

После гражданской войны в родной город возвращаются защитники молодой Советской республики. Крепкая дружба связывает трех боевых товарищей, бывших красных командиров:  Лангового, Желтикова и старшего среди них — дядю Сашу. (…) Друзья часто навещают уютную квартиру Лангового и его жены — Машеньки, которые поженились еще в годы гражданской войны. Верным боевым товарищем была Машенька на фронте. (…). Преданность мужу, безграничная любовь к нему особенно ярко проявляются у Машеньки, когда Ланговой тяжело заболевает. (…) Терпение и забота Машеньки берут свое: Ланговой выздоравливает. Через некоторое время Машенька уезжает отдыхать к своим родным. Во время ее отсутствия Ланговой влюбляется в женщину, которую при случайных обстоятельствах спас от уличной катастрофы. Поведение Лангового встречает хотя и молчаливое, но явное осуждение его друзей. Возвратившаяся от родных Машенька тяжело переживает случившееся. Угрызения совести мучают и Лангового. Наконец он принимает решение вернуться к жене и добивается ее прощения.

Аннотация к фильму в каталоге Госфильмофонда «Советские художественные фильмы» (М., изд. «Искусство», т. 1 и 2, 1961). 
Мы намеренно приводим аннотации к фильмам начала 1960-х годов, чтобы сохранить восприятие фильмов той эпохи. 

Подробнее

25.ноября - 21:30

II ММФАФ: «Сеанс 3. Инстинкт продолжения рода»

СОЦИАЛИЗМ В ЖИВОТНОМ МИРЕ

Сеанс представит кандидат Филологических наук, главный специалист отдела по исследованию, издательской и просветительской деятельности Госфильмофонда России Сергей Огудов.

Общий хронометраж: 76 мин.
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+

«Остров белых птиц»
1939, СССР,
Режиссёр: В.Ф. Светозаров

Фильм знакомит зрителя с жизнью колонии чаек, гнездящихся на плавучем острове в озере Киёво неподалеку от Москвы. Документальные кадры из жизни птиц соседствуют с  кадрами научного эксперимента, доказывающего могучую силу и одновременно слепоту инстинкта заботы о потомстве.

«Закон великой любви»
1944, СССР
Режиссёр: Б. Долин

Авторы фильма выстраивают сюжет с привычными по игровому кино действующими лицами, только взятыми из животного царства. Главные герои фильма – лисенок Малыш, его родители, «приемная мать». Животные показаны в биологической среде – и приблизить их к человеку берется в первую очередь сам рассказчик, эмоционально вовлеченный в действие. Рассказ о материнском инстинкте связывает фильм с культурной традицией, восходящей еще к мифам и сказкам, согласно которой зверь выступает аллегорией человека. 

Подробнее

26.ноября - 12:00

II ММФАФ: «Право на женщину»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ. ВРАЧ НА ЭКРАНЕ

Сеанс представит ведущий киновед Госфильмофонда России Евгений Марголит.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Сергей Аксенов (пианино).

«Право на женщину»
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+
1930, 46 мин., СССР,
Режиссёр:  А. Каплер

Психологическая драма. Молодая женщина с маленьким сыном уходит от любящего мужа, не разрешившего ей получить образование, и становится студенткой мединститута. Даже тяжелая болезнь ребенка не может вновь соединить родителей… 
Интересный режиссерский опыт знаменитого в будущем Алексея Каплера был запрещен к выпуску на экран сразу по завершении  по обвинению в «упадочничестве».

Подробнее

26.ноября - 22:20

II ММФАФ: «Потомок Чингисхана»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

КАРТА ВЕТРОВ

Фильм представит ведущий искусствовед Госфильмофонда России Наталия Мокрушина.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Сергея Летова (духовые инструменты) и Владимир Нелинов (барабаны, перкуссия).

«Потомок Чингисхана»
Показ пройдёт с пленки 35 мм с русскими субтитрами. 0+
1928, 114 мин., СССР
Режиссёр: Всеволод Пудовкин

По мотивам одноименной повести Ивана Новокшонова «Потомок Чингисхана».
Пустынная среднеазиатская степь. Англичане, оккупировавшие территорию Монголии во время гражданской войны, берут в плен партизана. При нем – ладанка с древней грамотой внутри, указывающей на принадлежность молодого человека к древнему ханскому роду. Возведенный оккупантами на престол в качестве марионеточного правителя, "потомок" Чингисхана возвращается к партизанам и возглавляет революционное движение.

Подробнее

27.ноября - 12:30

II ММФАФ: Лекция «У истоков кинофестиваля: история и эволюция искусства проведения кинематографических конкурсов»

27 ноября в 13:00 в Большом зале кинотеатра «Иллюзион» пройдёт лекция Федерико Стриули «У истоков кинофестиваля: история и эволюция искусства проведения кинематографических конкурсов».0+

Первые публичные киноконкурсы состоялись уже через несколько лет после изобретения кинематографа. В последующие годы весь процесс развивался медленно, но неуклонно, каждая следующая попытка вносила весомые новшества.

Уже тогда кинофестивали проходили не только с целью демонстрации фильмов публике. Чаще они имели еще и конкретные моральные, производственные или экономические интересы, а также давали возможность профессионалам кино оценить достижения в этой области как на национальном, так и на международном уровне. 

В этом отношении Италия являлась пионером. По крайней мере одно мероприятие такого рода было организовано еще в 1907 году. Тенденции в этой стране хорошо показывают эволюцию того явления, которое сегодня мы называем «кинофестивалями», поскольку почти каждый конкурс приводил к определенным шагам вперед, к очень специфическому понятию кинопоказа, очень близкому к тому, как мы его понимаем сейчас.

Презентация будет посвящена этой эволюции с особым упором на итальянский контекст, сравнению итальянского опыта с опытом кинематографий других стран. Большая часть лекции будет посвящена киновыставкам, проходившим вплоть до начала десятых годов прошлого столетия, в военный и послевоенный период, и, наконец, созданию Венецианского кинофестиваля - событию, безусловно, не случайно произошедшему на рубеже немого и звукового периода кинематографа.

Спикер: Федерико Стриули, историк кино, Ph.D. в области истории искусств

Язык проведения лекции: английский.

Подробнее

27.ноября - 14:00

II ММФАФ: «Чу-Чин-Чоу / CHU CHIN CHOW»

ГРЕЗЫ ЗАПАДА: ОРИЕНТАЛИЗМ В КИНО

Сеанс представит поэт, киновед, историк кино Максим Семенов.

«Чу Чин Чоу / Chu Chin Chow»
В советском прокате - “Восточная сказка”
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 12+
1934, 96 мин., Великобритания,
Режиссёр: Уолтер Форде

Киноадаптация популярного одноименного мюзикла Оскара Эша и Фредерика Нортона, который в свою очередь основан на истории об Али-Бабе и 40 разбойниках из “Тысячи и одной ночи”.
Купец Касим готовит грандиозный пир для китайского мандарина Чу Чин Чоу, однако под видом знатного китайца к нему приезжает кровожадный разбойник Абу Хасан. Хасану помогает Зарат, его пленница, которую он пристроил в дом Касима в качестве рабыни и соглядатая. 

Одновременно с этим, непутевый брат Касима Али-Баба обнаруживает пещеру, в которой Хасан хранит награбленные сокровища. Хасан вскоре узнает, что у одного из жителей города - Али-Бабы - появилось несметное богатство, и понимает, что именно он обокрал пещеру. Ни о чем не подозревающий Али-Баба устраивает пышный прием, на который, загримировавшись, проникает Хасан, приведя с собой 40 разбойников, спрятанных в кувшинах для масла. Зарат, раскаявшись в пособничестве Хасану, заручается поддержкой служанки Моржаны и Нур-аль-Дина - сына Али Бабы - и предотвращает нападение разбойников. 
В основу «Чу Чин Чоу» легла не столько сама сказка об Али-Бабе, сколько одноименная  музыкальная комедия. Премьера этой пьесы состоялась в Лондоне в августе 1916-го, после чего она с успехом ставилась в различных театрах Британской империи и США.  
Уже театральная постановка «Чу Чин Чоу» была проникнута «ориентальным духом»: Хасан, прикинувшись китайским мандарином, расхаживал по сцене в шелковом халате с драконами и напевал: «I am Chu Chin Chow of China», то и дело появлялись хоры полуобнаженных рабынь, чьи наряды явственно отсылали к костюмам из балета «Шехерезада» работы Бакста, да и музыка Нортона смутно напоминала «восточные мелодии» Бородина и Римского-Корсакова. Вкупе с классическим сказочным сюжетом, это обилие экзотики должно было отвлекать зрителей от тягот Первой мировой. Что же, попытка Эша и Нортона вполне удалась, их пьеса пользовалась таким успехом, что ее первая экранизация появилась еще в 1923 году. Впрочем, эта постановка несколько отходила от оригинального либретто и больше концентрировалась на истории Зарат, роль которой исполнила Бетти Блайт.
Экранизация 1934 года ближе к оригиналу, кроме того, в фильме использована оригинальная партитура (хотя при переносе на экран, «Чу Чин Чоу» лишился множества вокальных номеров). Также Уолтер Форде сохранил и броскую «ориентальность» театральной постановки. Впрочем, как и в оригинале никто и не пытается делать вид, что перед нами «настоящие» арабские страны (кроме того, фильм лишен расистских допущений, знакомых всем зрителям фильмов вроде «Маски Фу Манчу»). Уже в первых кадрах огромный купол городских ворот превращается в торт, который старательные кондитеры выпекают на кухне у Касима, что задает не вполне серьезный тон дальнейшему повествованию. Это не Ирак или Левант, это мир с декоративных тарелочек с сюжетами из «1001 ночи», вроде тех, что в своей эпопее описывал Марсель Пруст. Дополнительную «восточность» фильму придавало и решение позвать на роль Зарат Анну Мэй Вонг (здесь она стереотипная азиатская «вамп», хотя ее финальная сцена заставляет вспомнить о «Шанхайском экспрессе»).
Хотя «Чу Чин Чоу» не относится к числу лучших фильмов 1-й половины 30-х, эта добротная, проникнутая юмором и местами зрелищная постановка, в которой снялись многие заметные актеры эпохи. Помимо Анны Мэй Вонг стоит упомянуть сыгравшего Али-Бабу Джорджа Роби, одну из главных звезд английского мюзик-холла начала XX века, Фрица Кортнера, исполнившего роль Хасана (после прихода нацистов к власти актёр эмигрировал в Великобританию), и знаменитую балерину Пёрл Аргайл, которая в фильме исполнила роль Марджаны. 

Максим Семенов

Подробнее

27.ноября - 16:15

Презентация журнала «Искусство кино» № 9/10

27 ноября в 16:15 в кинотеатре «Иллюзион» в рамках II Московского международного фестиваля архивных фильмов пройдет презентация нового номера журнала «Искусство кино».

Внешняя и внутренняя изоляция огромного государства, в условиях которой задумывался этот номер, неопределенность и туманность будущего заставили редакцию и авторов журнала обратиться к прошлому, к собственному и чужому опыту, возникавшему при схожих обстоятельствах. Поэтому темами номера стали в том числе кинопиратство, (само)изоляция и мем как способ определения «своих» и «чужих». Отдельный блок текстов посвящен примерам (само)изоляции других стран — отношениям иранского общества и кинематографа, попытке государственного насаждения синефилии в Северной Корее, деятельности французских кинематографистов в период нацистской оккупации. Постепенное открытие миру, в свою очередь, прослеживается на примере бытования зарубежного кино в СССР в 1955–1985 годах и на проблеме так называемого «трофейного кино». От него же возникает логичный переход к дискуссиям вокруг законопроекта о принудительном лицензировании зарубежного контента, которые стали точкой отсчета для круглого стола о кинопиратстве в России. А тема внутренней изоляции прослеживается на примере партизанских проектов, независимых от государства и частных институтов, — в современном театре, музыке, литературе.

Номер представят главный редактор журнала Станислав Дединский, редакторы и авторы журнала Николай Корнацкий, Наталья Рябчикова, Максим Семенов, Кирилл Горячок, Екатерина Долинина, Кристина Танис и другие.

Подробнее

27.ноября - 17:40

II ММФАФ: «Ледолом»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

ТРЕТЬЯ ИЗ ТРЁХ. ПРОБЛЕМНОЕ КИНО, ПРОБЛЕМНАЯ ЭПОХА

Сеанс представит киновед и историк кино Наум Клейман.
Показ пройдёт в живом музыкальном сопровождении Ивана Гребенщикова (пианино).

«Ледолом»
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+
1931, 65 мин., СССР
Режиссёр: Б. Барнет
В ролях: В. Маринич (Анка), А. Жуков (Окулов, председатель сельсовета), А. Мартынов (Семен, комсомолец), С. Прянишников (Тарханов),

Вторая половина 20-х годов. Под влиянием кулацких элементов председатель сельсовета Окулов, пьяница и подкулачник, производит среди крестьян уравнительную раскладку налога, увеличивая ставки для бедноты и снижая их для кулаков. Возмущенная беднота разоблачает его на сходке и единодушно переизбирает сельсовет. Скулова, раскаявшегося в своих преступлениях, кулаки убивают. Такая же участь постигает и бедняка Федосеича, который послан новым председателем сельсовета в город с известием об убийстве Скулова. Возмущенные крестьяне хотят устроить самосуд над кулаками. Его предотвращают комсомольцы. Врагов арестовывают.

Аннотация к фильму в каталоге Госфильмофонда «Советские художественные фильмы» (М., изд. «Искусство», т. 1 и 2, 1961). 
Мы намеренно приводим аннотации к фильмам начала 1960-х годов, чтобы сохранить восприятие фильмов той эпохи. 

Подробнее

27.ноября - 20:00

II ММФАФ: «Закон и долг»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ. ВРАЧ НА ЭКРАНЕ

Сеанс представит ведущий киновед Госфильмофонда России Евгений Марголит.
Показ пройдёт в живом сопровождении композитора электронной музыки Ксюши Кручински
.

«Закон и долг»
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+
1927, 85 мин, СССР
Режиссёр: К. Марджанов

Экранизация знаменитой новеллы Стефана Цвейга «Амок» в постановке реформатора театра Котэ Марджанишвили – внезапный рецидив  эстетики Серебряного века в советском кино 20-х.

Подробнее

28.ноября - 15:30

II ММФАФ. Грезы Запада: ориентализм в кино. Сеанс 8.

ГРЕЗЫ ЗАПАДА: ОРИЕНТАЛИЗМ В КИНО

Сеанс представит киновед Госфильмофонда России, историк кино Икко Андрей.
Показ пройдёт в сопровождении аудиоряда  от композитора электронной музыки Ксюши Кручински.

Общий хронометраж: 111 мин.
Фильмs демонстрируются с 35 мм плёнки с русскими субтитрами. 18+

«Между Килиманджаро и Индийским океаном / Zwischen Kilimandscharo und Indischem Ozean»
1920-е, хроника, Германия
Сценарий: Карл Деннерт, хроника

Хроникальный фильм-путешествие, в котором отражен путь съемочной группы от вулкана Килиманджаро вплоть до побережья Индийского океана. В фильме представлены жизнь поселений, лежащих вдоль этого маршруты, и различные явления, свидетелями которых стали авторы фильмы, пожар в степи, работа на плантациях, сельское хозяйство в небольших поселениях и добыча кокосов.

«Жизнь туземцев в Бельгийском Конго / La vie indigene au Congo Belge»
1920-е, хроника, Франция

Быт, традиции и обычаи жителей различных регионов Конго: плетение корзин, изготовление оружия и глиняных кувшинов, приготовление еды.

«Бубуль I, негритянский король / Bouboule 1er, Roi Negre»
1933, Франция
Режиссёр: Леон Мат

Подробнее

28.ноября - 18:00

II ММФАФ: «Степень риска»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ. ВРАЧ НА ЭКРАНЕ

Сеанс представит поэт, киновед, историк кино Максим Семенов.

«Степень риска»
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+
1969, 95 мин., СССР
Режисёр: И. Авербах

Первый полнометражный фильм Ильи Авербаха – экранизации книги знаменитого кардиохирурга Николая Амосова «Мысли сердце». Герои Бориса Ливанова в роли хирурга и Иннокентия Смоктуновского в роли его тяжелобольного пациента-скептичного интеллектуала  ведут диспут о пределах врачебного могущества, пока исход будущей операции переживает жена пациента-Алла Демидова.

Подробнее

29.ноября - 19:00

II ММФАФ: «Изящная жизнь»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

ТРЕТЬЯ ИЗ ТРЁХ. ПРОБЛЕМНОЕ КИНО, ПРОБЛЕМНАЯ ЭПОХА

Сеанс представит киновед и историк кино Наум Клейман.

«Изящная жизнь»
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+
1932, 70 мин., СССР
Режиссёр: Б.Юрцев
В ролях: Б. Тенин (Фрэд), О. Жизнева (Маруся), Е. Мельникова (Лиза), К. Градополов (Андрей), И. Твердохлеб (Охроменко), Т. Барышева (проститутка), С. Поляков (парень-украинец), И. Бобров (боцман; он же бродяга).

Молодой английский матрос Фрэд Тодес черпает свои знания о жизни из бульварных романов. Увлеченный мечтаниями, он опаздывает на вахту и оказывается в толпе безработных. Удары полицейской дубинки убеждают Фрэда, что изящная жизнь в книгах — ложь, усыпляющая бедняков. После долгих мытарств ему удается найти работу: он поступает матросом на советский пароход. Фрэд удивлен необычными порядками. Много раз попадает он в смешное положение. Дружно, но не обидно смеются матросы. Пароход прибывает в советский порт. Фрэд Тодес со своим новым приятелем Охроменко отправляются осматривать город. Учебная тревога разлучает друзей. Фрэда на носилках относят в газоубежище. Он в отчаянии: пароход ушел без него. После ряда комических приключений Фрэд уезжает работать на Днепрострой…

Аннотация к фильму в каталоге Госфильмофонда «Советские художественные фильмы» (М., изд. «Искусство», т. 1 и 2, 1961). 
Мы намеренно приводим аннотации к фильмам начала 1960-х годов, чтобы сохранить восприятие фильмов той эпохи. 

Подробнее

29.ноября - 21:00

II ММФАФ: «Она / She»

ГРЕЗЫ ЗАПАДА: ОРИЕНТАЛИЗМ В КИНО

Сеанс представит киновед, историк кино, начальник отдела научной обработки фонда Госфильмофонда России Андрей Икко.

«Она / She»
Показ пройдет с пленки 35 мм, на языке оригинала с русскими субтитрами.
1935, 96 мин., США, 12+
Режиссёры: Лэнсинг С. Холден, Ирвинг Пичел

По мотивам одноименного романа Х. Райдера Хаггарда. 

Умирающий отец просит своего сына Лео отправиться на поиски неизвестного науке химического элемента, который дарует бессмертие. Предок Лео нашел его 500 лет назад в некоем таинственном подземном царстве Кор. Следуя маршруту своего предка, который тот успел зарисовать в своем дневнике, Лео устремляется в путешествие по заснеженным пустошам Сибири. Вскоре вместе с другом отца Горацием, местным охотником Дагмором и его дочерью Таней, которые согласились помочь Лео в поисках, он находят затерянное, скрытое подо льдом, царство, но его королева не спешит отпускать гостей и раскрывать все тайны своих владений. Увидев среди путешественником Лео, она признает в нем реинкарнацию его предка Джона Винси - человека, в которого она была влюблена, но убила в приступе ревности, человека, возвращения которого она ждала 500 лет. Она предлагает Лео принять бессмертие, дабы вечно править загадочным королевством. Лео поначалу соглашается, но узнает, что королева намеревается принести в жертву Таню, к которой он начинает испытывать чувства. Лео спасает девушку и пытается сбежать из царства вместе с ней и Горацием. Королева останавливает их и, чтобы продемонстрировать всю силу воздействия «источника жизни» заходит в фонтан пламени, содержащий элемент что дарует бессмертие. Но внезапно происходит обратное явление: вместо омоложения тело королевы начинает стареть на глазах, постепенно превращаясь в скелет. Герои выбираются из подземного царства и после возвращения в Англию обсуждают все увиденное: Гораций предлагает научное объяснение того, почему королева была убита пламенем, а Таня уверена, что их спасла настоящая и естественная любовь.

Продюсером фильма “Она” был Мериан К. Купер. Военный авиатор, прошедший Первую мировую, польско-советскую и бежавший из большевистского плена на товарняках. Режиссер лучших, наравне с “Нануком” (1922), этнографических документальных фильмов немого Голливуда: “Трава: Битва народа за выживание” (1925) и “Чанг: Драма в глуши” (1927) (последний был номинирован на “Оскар”). Наконец, создатель одной из великих кино-эмблем: гигантской гориллы на шпиле Эмпайр-стейт-билдинг в “Кинг-Конге” (1933), кассовом хите раннего звукового кино. В 1930-е Купер становился одним из самых значительных голливудских продюсеров. Амбиций, смелости, ума и опыта ему было не занимать. Но “Она” – впечатляющий провал. 
Фильм задумывался как “Кинг-Конг” наоборот, но с тем же размахом. Вместо джунглей – арктические снега. Вместо дикого Острова Черепа – утопическое царство Кор, тропический рай за стеной сибирской вечной мерзлоты, на крайнем севере бывшей “Московии”. Искатели приключений – английские аристократы-авантюристы, идущие по следам семейной легенды. Они охотятся за великим открытием: “пламенем жизни” (радиоактивным элементом, что победит главного врага человечества – время, т.е. смерть). Туземцы-людоеды приносят жертвы не лохматому монстру, а Ей – вечно молодой и жестокой белой властительнице, этакой Снежной Королеве, свободно говорящей по-английски. Вместо “красавицы и чудовища” – красавица и чудовище в одном лице. А мужчине эпохи Кодекса Хейса предстоит выбрать между императрицей и сибирячкой, что предложит иное “пламя жизни”: семейную утопию у камина. Угадайте, что он выберет.
За основу взят цикл романов Генри Райдера Хаггарда 1887 года: история англичанина Аллана Квотермейна и бессмертной Айши, нашедших друг друга в сердце африканских пустынь. “Она” привила викторианской приключенческой литературе моду на жанр “затерянные миры” не в меньшей степени, чем “Затерянный мир” Артура Конан Дойля. Хаггард, выросший на “Робинзоне Крузо” и “Сказках тысячи и одной ночи”, сделал карьеру в администрациях Наталя и Трансвааля, примерил на себя “бремя белого человека”, а затем вернулся в Англию и объединил в своем творчестве две страсти викторианской публики: экзотику и мистику. Неестественное и сверхъестественное. Так среди прочих родился и мир божественной Айши: “империя воображения”. 
Сценаристка Рут Роуз распознала в первоисточнике идею: затерянный мир, будто выпадая не только из пространства, но и из времени, располагается в прошлом и будущем. Утопия и антиутопия неотличимы, иная цивилизация становится территорией для идеологических дискуссий. А чудо получает научное обоснование. Сверхъественное – результат сдвига границ реальности. Экзотическое кино сближается с научной фантастикой. Иной мир здесь – не вопрос стиля, как в европейском экзотическом каноне (будь то экранизации модернистского романа Пьера Бенуа “Атлантида”, созданные Жаком Фейдером и Георгом Вильгельмом Пабстом, или немецкая “Индийская гробница”). Иной мир – это аттракцион; экзотика – повод применить передовые технологии кинопроизводства. “Она” продолжает традиции “Завоевания полюса” (1912) Жоржа Мельеса или “Затерянного мира” (1925) Гарри О. Хойта; утопия Кора, как и древняя цивилизация в “Кинг-Конге” – еще один “Парк Юрского периода”. Это должен был быть эффектный, прогрессивный, дорогой фильм.
Но что-то пошло не так. В кресло режиссера не удалось усадить ни Джеймса Уэйла, автора “Франкенштейна”, ни Эрнеста Шодсака, давнего соавтора Купера, в т.ч. по “Кинг-Конгу”. За съемки взялись  Ирвинг Пичел, режиссер перспективный, но без амбиции, и архитектор Лэнсинг С. Холден, дебютант в кино. Купер не смог заключить контракты почти ни с кем из желаемых актеров. На троне оказалась Хелен Гэхэган – бродвейская артистка и будущая конгрессвумен: красивая, холодная, но даже близко не кинозвезда (эта роль так и останется единственной). А затем студия RKO урезала бюджет вдвое. Миллион, выделенный на фильм, пришлось разделить со вторым проектом Купера “Последние дни Помпеи”. Массовку сократили с “тысяч” до “сотни” и декорации опустели. Спецэффекты и трюки, порой изобретательные, выдали свою дешевизну. Наконец фильм, задуманный, почти одновременно с “Бекки Шарп”, для новейшей трехцветной технологии Техниколор, пришлось делать черно-белым. 
Оператор Дж. Рой Хант и начинающий художник Томас Литтл (для него этот проект станет настоящим прорывом в карьере), под руководством Ван Нест Полглейса, сделали все возможное, создавая в павильонах мифические ландшафты, но большую часть бюджета оставили для дворца, смеси древнеегипетских мотивов и дизайнерских трендов мегаполиса 1930-х. В музыке Макса Штайнера первобытные ритмы зазвучали как космические шумы. Ритуальный танец – балет, поставленный выходцем из “Габимы” Бенджамином Земахом, – получился блестящим шоу-стоппером. Помимо грандиозных ворот из “Кинг-Конга” фильм смог предложить за малые деньги кое-какой шик. Но это его не спасло. Авторов и зрителей ждало разочарование, фильм провалился в прокате и был надолго забыт. 
В исторической перспективе “Она” – знаменательный феномен, по нему проходит водораздел в экзотическом кино на переходе к Кодексу. Это своего рода черновик “Потерянного горизонта” (1937) Фрэнка Капры (еще одного сверхпроекта с печальной прокатной судьбой), от создателя Кинг-Конга. А “Та, кому нужно подчиняться” дополняет галерею белых божеств в сердцевине черного мира: от Антинеи из “Атлантиды” вплоть до полковника Курца. Магнетизм белого монстра трактован настолько буквально, что, как считается, вдохновил Диснея на образ Злой Королевы в “Белоснежке”. Наконец, обстоятельства сделали фильм ориентиром не столько для последующих пеплумов, сколько для яркой дешевой фантастики, от “Флэша Гордона” (или даже его порно-версии) до продукции студии Hammer. Проявив точки, где сходятся блокбастер и китч.
Фильм был неоднократно переиздан и даже вполне удачно колоризован в 2006 году. Но версия, представленная на фестивале, – как ни печально, оригинальная. В 1935-м цвета “пламени жизни” никто не видел.

Алина Рослякова

Подробнее

30.ноября - 12:00

II ММФАФ: «Гибель Отрара» Серия 1

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

КИНО РЕСПУБЛИК СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Сеанс представит ведущий киновед Госфильмофонда России Евгений Марголит.

Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 12+
Хронометраж 1-й серии - 83 мин
1991, СССР
Режиссёр: А. Амиркулов 

13-й век. Орды Чингисхана надвигаются на Хорезм, но тщетно отважный воин Унжу, проведший семь лет в войске монголов, пытается предупредить о грозящей смертельной опасности. Лишь его родной Отрар встает на пути Повелителя Вселенной...

Фильм по сценарию А.Германа и С.Кармалиты, заставляющий вспомнить «Андрея Рублева» и «Трудно быть богом». 13-й век. Орды Чингисхана надвигаются на Хорезм, но тщетно отважный воин Унжу, проведший семь лет в войске монголов,  пытается  предупредить о грозящей смертельной опасности. Лишь его родной Отрар встает на пути Повелителя Вселенной…

Подробнее

30.ноября - 14:00

II ММФАФ: «Гибель Отрара» Серия 2

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

КИНО РЕСПУБЛИК СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Сеанс представит ведущий киновед Госфильмофонда России Евгений Марголит.

Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 12+
Хронометраж 1-й серии - 93 мин
1991, СССР
Режиссёр: А. Амиркулов 

13-й век. Орды Чингисхана надвигаются на Хорезм, но тщетно отважный воин Унжу, проведший семь лет в войске монголов, пытается предупредить о грозящей смертельной опасности. Лишь его родной Отрар встает на пути Повелителя Вселенной...

Фильм по сценарию А.Германа и С.Кармалиты, заставляющий вспомнить «Андрея Рублева» и «Трудно быть богом». 13-й век. Орды Чингисхана надвигаются на Хорезм, но тщетно отважный воин Унжу, проведший семь лет в войске монголов,  пытается  предупредить о грозящей смертельной опасности. Лишь его родной Отрар встает на пути Повелителя Вселенной…

Подробнее

30.ноября - 16:30

II ММФАФ: «Любовь и ненависть»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

ТРЕТЬЯ ИЗ ТРЁХ. ПРОБЛЕМНОЕ КИНО, ПРОБЛЕМНАЯ ЭПОХА

Сеанс представит киновед и историк кино Наум Клейман.

«Любовь и ненависть»
Фильм демонстрируется с 35 мм плёнки. 0+
1935, 78  мин., СССР, 0+
Режиссёр: А. Гендельштейн
В ролях: Э. Цесарская (Василиса), А. Чистяков (ее муж), В. Марецкая (Вера), Н. Крючков (Мишка, ее муж), В. Станицын (солдат), М. Кедров (техник шахты), В. Попова (его жена), Р. Зеленая (балерина), В. Хенкин (Буба Касторский), С. Комаров (капитан), М. Жаров (прапорщик), А. Абрикосов (командир отряда красных), Е. Максимова (Мария), Е. Чеснокова (Лиза), Е. Малукова (Лена), И. Савченко (эпизод).

1919 год. В занятом белыми шахтерском поселке остались лишь женщины, старики и дети. Тяжелый подневольный труд, издевательства охраны обостряют у шахтерок чувство классовой ненависти и сплачивают их для борьбы с белогвардейцами. Борьбу женщин возглавляет Василиса, жена комиссара отряда шахтеров-партизан. Посланец из партизанского отряда передает просьбу комиссара — отстоять и уберечь шахту, подготовленную белогвардейцами к взрыву. Василиса и несколько других женщин спускаются в шахту и предотвращают взрыв. При этом они погибают от пуль белогвардейского офицера. Остальным женщинам удается вооружиться. Они освобождают поселок от белогвардейцев. Женщины хоронят своих погибших подруг. Похоронная процессия встречается с партизанским отрядом шахтеров, который продолжает наступление.

Аннотация к фильму в каталоге Госфильмофонда «Советские художественные фильмы» (М., изд. «Искусство», т. 1 и 2, 1961). 
Мы намеренно приводим аннотации к фильмам начала 1960-х годов, чтобы сохранить восприятие фильмов той эпохи. 

Подробнее

16.июля - 10:55

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Утренний обход»

Фильм участник II Московского международного фестиваля архивных фильмов (прогрмма БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ. ВРАЧ НА ЭКРАНЕ).

Выразительный образец «кино морального беспокойства» 70-х по сценарию Анатолия Гребнева. В главной роли – «киноврач № 1» эпохи «застоя» Андрей Мягков.

1979, 98 мин., драма, СССР, 12+
Режиссёр: А. Манасарова
В ролях: Андрей Мягков, Елена Коренева, Анастасия Вознесенская, Инна Аленикова, Юрий Волынцев, Александр Филиппенко, Всеволод Абдулов, Валентин Гафт, Елена Санько, Владимир Ивашов

Обычный день, обычный утренний обход врачом своих больных, обычные жалобы, обычные капризы, обычная боль, обычная усталость. Доктор Нечаев живет заботами своих пациентов. Это человек замечательных душевных качеств, но незаметно растерявший самого себя, не сделавший многое из того, о чем мечтал...

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПЕРСОНА. Андрей Мягков».

Подробнее

10.июня - 10:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Капитанская дочка»

Сопровождать показ будет постоянный тапёр кинотеатра «Иллюзион» Сергей Аксенов».

1928, 87 мин, немое, СССР, 0+
Режиссёр: Ю.Тарич
В ролях: Н. Прозоровский (Петруша Гринев), С. Кузнецов (Савельич), И. Клюквин (Швабрин, ссыльный офицер), К. Денисова (Маша Миронова), Б. Тамарин (Пугачев), В. Стрешнева (Екатерина II), И. Арканов (Гринев, помещик), Н. Симонов (граф Григорий Орлов), К. Каренин (Потемкин), А. Жуков (Иван Игнатьевич, старший офицер крепости), П. Репнин (Миронов, комендант крепости), К- Чебышева (комендантша), М. Котельников (Чумаков), Н. Витовтов (Зурин), Т. Котельникова (Палашка), В. Плотников (князь Нарышкин).

Рассказ пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева о временах царствования императора Александра и «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие. Сюжет повести Пушкина был довольно сильно изменен одной из ключевых фигур русского формализма, критиком и литературоведом Виктором Шкловским, написавшим сценарий.

Фильм-участник II Московского международного фестиваля архивных фильмов в программе «ТРЕТЬЯ ИЗ ТРЁХ. «ПРОБЛЕМНЫЕ» ФИЛЬМЫ ПРОБЛЕМНОЙ ЭПОХИ».

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПЕРСОНА. Александр Пушкин».

Подробнее

24.марта - 10:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Одна»

1931, 79 мин., СССР, драма, 0+
Режиссёр: Г.Козинцев, Л.Трауберг
В ролях: Е. Кузьмина (Кузьмина, учительница), П. Соболевский (ее жених), С. Герасимов (предсельсовета), М. Бабанова (его жена), Ван-Люй Сян (кулак-бай), Я. Жеймо (молодая учительница), Б. Чирков (разговор по телефону).

Елена Кузьмина окончила педтехникум. Будущее рисуется ей радужно и связывается с маленьким личным счастьем. Она мечтает работать обязательно в «центре», выйти замуж за любимого человека и свить с ним «уютное гнездышко». Неожиданно она получает назначение на Алтай. Кузьмина воспринимает это как крушение всех сокровенных надежд. Она пытается обжаловать свое назначение,  настойчиво защищая право на взлелеянную мечту о счастье. Ей идут навстречу— оставляют работать в центре. Однако под влиянием проснувшегося в ней чувства общественного долга Кузьмина меняет решение и уезжает на Алтай. Молодая учительница попадает в сложную обстановку. Власть в деревне фактически принадлежит местному кулаку — баю. Председатель сельсовета — подкулачник. В первые дни Кузьмина пытается замкнуться в стенах школы, но вскоре становится активной участницей борьбы с кулаками. По дороге в город, куда Кузьмина направилась для разоблачения кулаков, возница-подкулачник выбрасывает ее из саней. Вскоре крестьяне обнаруживают учительницу в снежной степи почти замерзшую, с обмороженными руками. Весть о случившемся мгновенно облетает все селение. В ожесточенной схватке с кулаками беднота одерживает полную победу и смещает председателя сельсовета. Крестьяне направляют в центр просьбу помочь заболевшей учительнице. В ответ на их обращение на Алтай вылетает самолет. Больную Кузьмину провожает почти все селение. Улетая, она обещает вернуться. Теперь для нее Алтай не далекая чужбина, а родной край.

Аннотация к фильму в каталоге Госфильмофонда «Советские художественные фильмы» (М., изд. «Искусство», т. 1 и 2, 1961). 
Мы намеренно приводим аннотацию к фильму начала 1960-х годов, чтобы сохранить восприятие фильмов той эпохи. 

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПЕРСОНА. Григорий Козинцев».

Подробнее