ПЕРСОНА. Борис Фрумин

С 23 по 28 марта в «Иллюзионе» пройдёт ретроспектива режиссёра и преподавателя Бориса Фрумина. Выпускник режиссёрской мастерской Сергея Герасимова во ВГИКе, он работал на студии «Ленфильм», а после эмиграции в США в начале 90-х стал преподавателем в Нью-Йоркском университете. В кинотеатре покажут его главные фильмы. Все — с 35-мм пленки из коллекции Госфильмофонда России.

«Меньше всего он похож на сентиментального путешественника в прошлое. Или на блудного сына. Или на человека, берущего реванш за унижения и несправедливость. Больше всего он похож на делового человека, у которого мало времени и много проблем: не сохранился исходный материал, нет в живых актера, исполняющего главную роль, пленка рассыпается в руках у монтажницы. В его распоряжении — две недели, 14 рабочих смен, исковерканное детище — картина».
Любовь Аркус
«Живет в США», «Советский экран», №23, 1988

ПРОГРАММА ПОКАЗОВ:

«Черное и белое» (1991, Реж. Борис Фрумин)
«Вива, Кастро!» (1993, Реж. Борис Фрумин)
«Ошибки юности» (1978/1989, Реж. Борис Фрумин)
«Дневник директора школы» (1975, Реж. Борис Фрумин)
«Семейная мелодрама» (1976, Реж. Борис Фрумин)
«Нелегал» (2005, Реж. Борис Фрумин, Юрий Лебедев)

ПЕРСОНА — постоянная рубрика, посвященная выдающимся, на наш взгляд, режиссерам, актерам, драматургам, операторам, костюмерам и монтажерам. Из показов будут составляться как масштабные ретроспективы, так и небольшие ознакомительные серии.

Расписание

23.марта - 10:20

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Черное и белое»

Мрачно-атмосферная история нью-йоркских скитаний Лизы, эмигрантки из Ленинграда. 

1991, 92 мин., драма, мелодрама, США, Россия, 18+
Режиссер: Борис Фрумин
Сценарий: Борис Фрумин
Оператор: Владимир Ильин
В ролях: Елена Шевченко, Гилберт Джайлз, Патрик Годфри, Джина Деллио

«Кажется, такого фильма просто не могло существовать. Не по производственным причинам — по сущностным. Ну, где это видано — русский черный фильм? Черный — конечно, не в смысле ориентира на жанр фильм-нуар, а в плане близости к традиции, которая предполагает обращение с языком кинематографа как вражеским, чужим диалектом, настаивает на его постоянную перековку и переосмысление. Насколько в принципе своим может ощущать себя черный человек в Америке? Сводя и сводя в странных, одновременно обезличенных и абсолютно киногеничных пространствах «Черного и белого» афроамериканца и русскую, Борис Фрумин ясно проговаривает, что не больше новоиспеченных иммигрантов. Проговаривает — как и в своих советских фильмах — не словами как таковыми: манера рассказа здесь всегда важнее собственно текста. Об отчуждении — и той близости, которая так особенно остро чувствуется отчужденными — Фрумин говорит то парадоксальными ситуациями, то случайными деталями, но чаще всего чистыми образами. Некоторые из них — как, например, ушанка на голове прикованного к инвалидному креслу пожилого чернокожего именинника — по силе воздействия сравнимы с лучшими в черном кино. И в русском, конечно, тоже. Есть ли еще хотя бы один такой фильм?» 
денис Рузаев

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы "ПЕРСОНА. Борис Фрумин".

Подробнее

24.марта - 11:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Вива, Кастро!»

Действие происходит в СССР 1960-х годов, когда Фидель Кастро считался героем и кумиром молодых. Подросток Коля безумно влюблен в свою учительницу музыки. Его отец бежал из города после кражи редких монет из музея, и вместо него в тюрьму отправилась мать. Когда смертельно больной отец возвращается домой, Коля хочет во что бы то ни стало устроить ему встречу с заключенной матерью. И думает, что нашел для этого идеальный момент – во время концерта, проводимого его любимой учительницей в честь визита в Гатчину Фиделя Кастро.

1993, 86 мин., драма, Россия, 18+
Режиссер: Борис Фрумин
Сценарий: Борис Фрумин
Оператор: Сергей Юриздицкий
Композитор: Виктор Лебедев
В ролях: Сергей Дрейден, Анатолий Сливников, Валентин Ушаков, Юлия Соболевская, Наталья Кононова, Сергей Снежкин

«Освободившись от редактуры и сценария, Фрумин снял свое самое авторское кино, где поток жизни захватывает своей витальностью и драматизмом, минуя законы драматургических построений. Впрочем, драматургия здесь присутствует, но в раздробленном и растворенном виде - в каждой отдельной сцене есть и кульминация, и развязка. Сам режиссер объясняет выбор времени и места действия своей "безошибочной ориентацией именно в этом пространстве советской действительности", которое он называет "романтическим, наивным и лирическим". Впрочем, слово "пространство" здесь не более чем метафора: фильм на самом деле не о месте, он - о времени. Вернувшись из дальних странствий, Фрумин принес с собой в отечественное кино почти утраченное им целостное, чувственное восприятие реальности, когда социальные обстоятельства места и времени - всего лишь декорация, фон, на котором непредсказуемо и противоречиво обнаруживает себя живая человеческая душа».
Андрей Титов, «Искусство кино» #2, 1995

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы "ПЕРСОНА. Борис Фрумин".

Подробнее

25.марта - 10:15

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Ошибки юности»

Часто плата за счастье – сделка с собственной совестью и горе, принесенное близким. После службы в армии главный герой фильма решает испытать себя в трудных условиях Крайнего Севера и уезжает из родной деревни на далекую стройку. Испытания не заставляют себя ждать… Стараясь выдержать экзамен на честность и порядочность, он делает одну ошибку за другой. И, кажется, сам уже готов поставить себе «неуд».

1978 (версия 1989), 87 мин., драма, СССР, 18+
Режиссер: Борис Фрумин
Сценарий: Борис Фрумин, Эдуард Тополь
Оператор: Алексей Гамбарян
Композитор: Виктор Лебедев
В ролях: Станислав Жданько, Николай Караченцов, Марина Неёлова, Наталья Варлей

«Велик соблазн — и эти слова во многом будут справедливыми — сказать, что «Ошибкам юности» и этот десятилетний простой, и тридцать с лишним лет, прошедшие с момента запоздалого явления фильма зрителю во вред нисколько не идут. Настолько актуальным остается их сюжет о метаниях статного парня, идущего по жизни и людям с гопаком и мантрой «Не жалею, не зову, не плачу» и не замечающего, что давно топчется в тупике. Настолько пронзителен в любую эпоху волчий взгляд актера Станислава Жданько, трагически погибшего еще в 1978-м. Настолько еле заметно удушающие, поддавливающие душу и герою, и зрителю Фрумин выстраивает мизансцены, шло бы действие в казарме, бытовке или ленинградской типовой квартире. Настолько уместна в любую эпоху сама фруминская интонация — лишенная сентиментальности, но преисполненная мудрого сочувствия даже к тому персонажу, насчет которого любящие его люди задаются вопросом, а может быть, он просто плохой человек».
Денис Рузаев

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы "ПЕРСОНА. Борис Фрумин".

Подробнее

26.марта - 11:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Дневник директора школы»

Лирическая исповедь директора школы, опытного педагога, который, наблюдая за повседневной жизнью школы, пытается разобраться в современных сложных проблемах воспитания. Терпимый, уважающий талант ученика, он вступает в конфликт с завучем школы, которая упрекает его в либерализме и попустительстве. Их спор осложняется тем, что оба они преданы своему делу.

1975, 78 мин., драма, СССР, 0+
Режиссер: Борис Фрумин
Сценарий: Анатолий Гребнев
Оператор: Алексей Гамбарян
Композитор: Виктор Лебедев
В ролях: Олег Борисов, Ия Саввина, Алла Покровская, Людмила Гурченко, Елена Соловей, Юрий Визбор, Наташа Медведева

«Любовь Аркус напишет: "У актера в “Дневнике...” почти нет крупных планов. Нет монологов — ни одного». Что абсолютно верно с формальной точки зрения, но все-таки удивительно как после просмотра в памяти загораются и остаются прежде всего не драматические обстоятельств, не аргументы героев, не наблюдения о системе блата как основе застойного общества, но именно что-то вроде крупных планов — портретов в интерьере повседневности. Действительно немые сцены, гораздо содержательнее всех театральных монологов и сценарных конфликтов: комки боли, обиды и тайной страстности в облике Саввиной, замершей посреди урока; решительно-растерянный взгляд Борисова вслед уходящему забитому школьнику из неблагополучной семьи; или его же непреклонность вперемешку со смущением перед женой и сыном в финале. В этих секундах будто бы аккумулируются и собираются в сгусток как все предшествующие, так и предсказанные будущие десятилетия советского кино».
Максим Селезнев

Показ пройдёт с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы "ПЕРСОНА. Борис Фрумин".

Подробнее

27.марта - 10:20

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Архивное кино. «Семейная мелодрама»

1976. 70 мин., мелодрама, СССР, 18+
Режиссёр: Борис Фрумин
Сценарий: Владимир Лобанов
Оператор: Зигурд Дудиньш
Композитор: Петерис Плакидис
В ролях: Людмила Гурченко, Валерий Каргин, Лев Круглый, Людмила Крячун, Алла Покровская, Михаил Иванов, Алексей Михайлов

Валентина Васильевна когда-то выступала на эстраде, а теперь работает в парикмахерской. Она тяжело переживает расставание с мужем, встречи с которым не приносят счастья ни ей, ни сыну, в душе которого — только жалость к обоим.

В открывающей сцене она возвращается с «Большого вальса» Жюльена Дювивье, не просто любимого, но первого увиденного после войны. Тогда она сама, молодая певица, выступала, познакомилась с отцом своего ребёнка, танцевала с ним под танго «Счастье мое» Георгия Виноградова. Фильм начинается с того, как она смотрит на себя в зеркало, а взгляд ей возвращает не только её отражение, но и она сама молодая на постере теперь словно глядит с укором. В подобной квартире с глядящими со стен призраками жили неудавшиеся актрисы в «Женщинах, женщинах» Поля Веккиали. «Семейную мелодраму» на сдаче отказывались принимать из-за «отсутствия советской жизни вокруг», так что продолжим французскую родословную: Володя Барабанов, «Барабан», – ещё один нововолновый Антуан Дуанель, не последний во фруминской фильмографии.
Денис Рузаев

Лента представлена в рамках программы "ПЕРСОНА. Борис Фрумин".

Подробнее

28.марта - 10:15

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Нелегал (2005)

Разбитый на тринадцать неравномерных глав, «Нелегал» и сегодня остаётся необычным артефактом, стоящим особняком от новейшего российского кино. Пётр Лезников отмечает в «Сеансе»: «Шпионская история оказывается картиной о холодном и неуютном времени всепоглощающей серости — брежневский застой на экране настораживающе легко вживается в евроремонт [российских] нулевых». «Нелегал» – философская притча, где главный герой подобен иному любому человеку, заброшенному в жизнь, вынужденному быть разведчиком бытия в тот короткий отмеренный каждому срок. Вынужденная бедность фильма – первая цифровая работа Фрумина, отсутствие адекватного ретро-истории бюджета – оборачивается брессоновским аскетизмом, экономностью, функциональностью. Не зря, кстати, «Нелегала» проще представить в фильмографии не Фрумина, но Пола Шредера, известного исследователя экзистенциального стиля в кино.
Денис Рузаев

2005, 100 мин., драма, Россия, 18+
Режиссер: Борис Фрумин
Сценарий: Борис Фрумин, Юлий Николин
Оператор: Николай Волков
Композитор: Виктор Лебедев
В ролях: Алексей Серебряков, Ольга Албанова, Анатолий Петров, Екатерина Решетникова, Сергей Уманов, Артур Харитоненко, Светлана Обидина, Дмитрий Сутырин, Хельга Филиппова

1979 год. Советский Союз в преддверии Олимпийских игр. Холодная война в самом разгаре. СССР и Запад ведут напряженную борьбу за секретные сведения друг о друге. Советские спецслужбы хотят уберечь курьера от провала на таможне в ленинградском аэропорту. Решено внедрить туда специального агента. Для этого нужен профессионал, который неизвестен ни в Москве, ни в Ленинграде и не вызовет подозрений у будущих коллег. Для выполнения ответственного задания Центр возвращает домой опытного агента. Этот разведчик уже много лет работает в Хельсинки. Чтобы отработать новую легенду и выполнить задание, герой возвращается на родину. Теперь ему суждено стать нелегалом в собственной стране…

Подробнее