Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы

С 19 по 21 сентября в кинотеатре «Иллюзион» пройдет «Золотой рассвет» — ретроспектива японского кино 1950-х годов, приуроченная к 115-летию Акиры Куросавы. В программу вошли три шедевра великого режиссера — «Расёмон», «Жить» и «Семь самураев», а также малоизвестные сейчас драмы — «Улица без солнца» Сацуо Ямамото и «Хиросима» Хидэо Сэкигавы.

Середина прошлого века — 1950-е годы — стала золотым веком японского кино, пик которого пришелся на конец десятилетия. Огромный успех «Расёмона» Куросавы на Венецианском кинофестивале 1950 года (куда фильм попал без ведома режиссера) стал толчком для распространения японского кино: на протяжении последующих десятилетий мало какой большой европейский фестиваль обходился без картин из Японии, а интерес к японскому кинематографу с тех пор только возрастал. Революционные для своего времени повествовательные структуры, выразительные приемы съемки, экспрессивная актерская игра, пришедшая прямиком из традиционных театральных форм, — все это привлекало к себе внимание как кинематографистов, так и простых зрителей со всего мира. Известно было японское кино и в СССР, где помимо шедевров Куросавы и исторических дзидайгэки на экраны выходили и ныне забытые мелодрамы, пролетарские и военные драмы. В рамках ретроспективы будут показаны именно советские прокатные копии японских фильмов, которые в той или иной степени отличаются от оригинальных по метражу.

Сеансы представят кураторы ретроспективы, киноведы, сотрудники аналитического департамента Госфильмофонда России Андрей Икко и Александр Симиндейкин.

Показы пройдут с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Расписание

19.сентября - 20:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Золотой рассвет: «Семь самураев / Shichinin no samurai»

19 сентября в 20:00 в кинотеатре «Иллюзион» состоится первый сеанс программы «Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы». Фильмом открытия программы станет «Семь самураев» — эпическая историческая драма, самая известная картина «императора японского кино», как не раз называли великого режиссера Акиру Куросаву.

«Семь самураев» — один из самых значимых фильмов в истории кино, повлиявший и на эстетику жанра дзидайгэки и вестерна и породивший множество подражаний. Картина снималась почти год и имела бюджет в семь раз превышающий бюджет любого японского фильма того времени, но все затраты окупились с лихвой — «Семь самураев» имел огромный кассовый успех как в Японии, так и во многих других странах (хотя за рубежом, в том числе и в СССР, он вышел в сокращенной версии). Динамичный, полный сложных и противоречивых героев, насыщенный реалистичными, жестокими, но в тоже время завораживающе красивыми сценами боев, фильм поражал зрителей как в момент выхода, так и спустя семьдесят лет, прошедших с премьеры.

Фильм представит куратор программы, главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Андрей Икко.

Будет продемонстрирована советская прокатная копия фильма на русском языке.
Показ пройдет с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы»

1954, 149 мин., историческая драма, Япония, 18+
Режиссер: Акира Куросава
В ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кэйко Цусима, Юкико Симадзаки, Каматари Фудзивара, Даисукэ Като, Исао Кимура, Минору Тиаки, Сэидзи Миягути, Ёсио Косуги

Япония, XVI век. Действие разворачивается в эпоху Тэнсё периода Воюющих провинций. Крестьяне бедной деревушки вынуждены терпеть набеги бандитов, которые ежегодно грабят окружающие селения и издеваются над их жителями. Крестьяне нехотя принимают решение сразиться с ними и нанимают для этого самураев, чтобы они спасли их, но заплатить за спасение они могут только чашкой риса и крышей над головой. Вскоре выясняется, что отнюдь не все самураи готовы согласиться с такими условиями оплаты.

Подробнее

20.сентября - 17:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Золотой рассвет: «Улица без солнца / Taiyo no nai machi»

20 сентября в 17:00 в кинотеатре «Иллюзион» в рамках программы «Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы» пройдет показ малоизвестной сейчас социальной драмы «Улица без солнца», поставленной видным «независимым» режиссером Сацуо Ямамото на основе первого в истории японской литературы одноименного пролетарского романа.

«Улица без солнца», как и вышедший незадолго до этого фильм «И все-таки мы живем» Тадаси Имаи, сильно выделяются среди других лент того времени, созданных вне студийной системы, часто на деньги профсоюзов, рабочих или частных инвесторов, заинтересованных в развитии независимого кинематографа с остросоциальной тематикой. Там, где многие режиссеры делали акцент на идеологической составляющей, показывая тяготы и социальные условия быта простых рабочих, Имаи и Ямамото, вдохновляясь советскими и итальянскими картинами: их интересовали драматические истории, полные не великих трагедий, а скорее сцен далеко не всегда простой человеческой жизни.

Фильм представит куратор программы, главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Андрей Икко.

Будет продемонстрирована советская прокатная копия фильма на японском языке с русскими субтитрами.
Показ пройдет с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы»

1954, 93 мин., социальная драма, Япония, 18+
Режиссер: Сацуо ЯмамотоВ ролях: Мико Хара, Идзуми Хара, Ясуми Хара, Сумико Хидака, Сумико Ихара, Митико Кацура, Ёси Като, Хатаэ Киси, Таниэ Китабаяси, Масао Мисима, Таидзи Тонояма

Экранизация одноименного романа пролетарского писателя Суно Токунаги. 1926 год, история забастовки одной из крупнейших типографий в Токио, в результате которой вскрывается целый ряд социальных проблем. Конфликт в типографии, расположенной в районе Коисикава в Токио рядом с различными фабриками, продолжается уже 50 дней, но никаких признаков разрешения не видно. Забастовочная группа подвергается жёсткому давлению со стороны дирекции типографии и обструкции со стороны бандитов, нанятых компанией. Самой стойкой из всех героев оказывается девушка по имени Такаэ Харуки - именно ей удается преодолеть все лишения и трудности, вызванные всеобщей стачкой.

Подробнее

20.сентября - 19:20

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Золотой рассвет: «Жить / Ikiru»

20 сентября в 19:20 в кинотеатре «Иллюзион» в рамках программы «Золотой рассвет» состоится показ фильма «Жить» — одного из шедевров Акиры Куросавы, который считается вершиной гуманизма не только в его творчестве, но и одним из важных гуманистических картин за всю историю кино.

При создании фильма «Жить» Куросава во многом вдохновлялся повестью Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича», но ощущается в нем наследие и Достоевского, которого Куросава за год до этого уже экранизировал («Идиот» (1951)). «Жить» начинается как достаточно едкая сатира на бюрократизм, но постепенно перерастает в экзистенциальную драму о человеке, что пытается осмыслить прожитую жизнь и изменить ее, оказавшись на пороге смерти. Фильм получил несколько наград, был обласкан критикой, но на протяжении последующих лет оставался несколько в стороне от других важных работ Куросавы. однако сам он считал «Жить» своим самым великим произведением.

Фильм представит куратор программы, главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Андрей Икко.

Будет продемонстрирована советская прокатная копия фильма на русском языке.
Показ пройдет с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы»

1952, 78 мин., драма, Япония, 18+
Режиссер: Акира Куросава
В ролях: Такаси Симура, Синъити Химори, Харуо Танака, Минору Тиаки, Мики Одагири, Бокудзэн Хидари, Миносукэ Ямада, Каматари Фудзивара, Макото Кобори

Кандзи Ватанабэ, глава отдела по работе с гражданами мэрии, забыл о своей прежней страсти к работе и проводит дни безучастно, молча ставя свою печать на кипы документов. Однажды Ватанабэ берет отпуск из-за плохого здоровья и идет к врачу. Врач говорит ему, что у него легкая язва желудка , но он понимает, что на самом деле у него рак желудка, и думает, что у него осталось не так много времени,Поэтому вскоре он решает полностью изменить свою жизнь и отношение к работе.

Подробнее

21.сентября - 17:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Золотой рассвет: «Хиросима / Hiroshima»

21 сентября в 17:00 в кинотеатре «Иллюзион» пройдет показ фильма «Хиросима» в рамках кураторской программы «Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы». История ядерной трагедии, рассказанная из первых уст: сломленные войной люди пытаются начать новую жизнь и не допустить повторения роковых ошибок.

В основу «Хиросимы» легла впечатлившая режиссера Хидэо Сэкигава книга «Дети атомной бомбы» писателя и профессора Арата Осада. За год до Сэкигава эту же прозу экранизировал другой классик японского кино — Канэто Синдо. Более того, оба фильма были профинансированы японским профсоюзом учителей. Для Синдо эта история была личной трагедией, так как из-за бомбардировки погибла часть его семьи. Поэтому одного из главных персонажей — учителя в школе — режиссер делает женщиной, чуткой и эмоциональной. У Сэкигава, стремившегося вознести историю бомбардировки до вершин экранной трагедии, в роли учителя выступает мужчина, сыгранный Эйдзи Окада — будущей звездой французской картины Алена Рене «Хиросима, любовь моя».

Фильм представит куратор программы, главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Александр Симиндейкин.

Будет продемонстрирована советская прокатная копия фильма на русском языке.
Показ пройдет с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы»

1953, 80 мин., драма, Япония, 18+
Режиссер: Хидэо Сэкигава
В ролях: Эйдзи Окада, Исудзу Ямада, Юмэдзи Цукиока, Ёси Като, Сидзуэ Каварадзаки

Хиросима, мирное время. Класс учителя Китагавы слушает по радио рассказ о том, как американские военные бомбили город 6 августа 1945 года. Одной из девочек по имени Матико становится плохо, ведь она — бакуся, ребенок, переживший ядерную катастрофу. В тот роковой день каждый житель этого портового деревянного города столкнулся с ужасающей горечью утраты, «памятником» которой стало единственное уцелевшее здание — купол Гэмбаку…

Подробнее

21.сентября - 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Золотой рассвет: «Расёмон / Rashomon»

21 сентября в 19:00 в кинотеатре «Иллюзион» программа «Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы» завершится фильмом, открывшим двери европейских фестивалей для целой плеяды японских авторов — картиной «Расёмон» Акиры Куросавы. Экранизация двух рассказов Рюноскэ Акутагавы «В чаще» и «Ворота Расёмон», эта работа стала одним из величайших рассуждений о природе добра и зла, правды и лжи, долга и чувства.

Несмотря на явный японский колорит, «Расёмон» после триумфа на Венецианском кинофестивале стал явлением поистине международным — и по сей день режиссеры по всему миру снимают оммажи опусу Куросавы. А в детективной практике даже возник термин «Эффект Расёмона», описывающий парадоксальную ситуацию, когда каждый свидетель того или иного события по-своему интерпретирует случившееся. При этом у Куросавы получилась идеальная метафора кинематографа как такового, ведь каждый зритель всегда по-своему понимает увиденное на экране.

Фильм представит куратор программы, главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Александр Симиндейкин.

Будет продемонстрирована советская прокатная копия фильма на русском языке.
Показ пройдет с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «Золотой рассвет: ретроспектива японского кино к 115-летию Акиры Куросавы»

1950, 88 мин., криминальная драма, Япония, 16+
Режиссер: Акира Куросава
В ролях: Тосиро Мифунэ, Матико Кё, Масаюки Мори, Такаси Симура

Феодальная Япония, XI век. Дровосек, монах и крестьянин прячутся от грозы в развалинах храмовых ворот и обсуждают странный судебный процесс, свидетелями которого были первые двое. Несколько дней назад на лесной дороге произошло жестокое преступление: разбойник убил самурая и надругался над его женой. Вот только показания участников инцидента никак не вяжутся между собой. Даже убитый, вызванный оракулом, кажется, не хочет раскрывать все подробности злополучного инцидента. Возможно ли докопаться до правды?

Подробнее