Мир жаждет красоты. Ретроспектива к 130-летию Жана Ренуара

Родившийся в семье успешного художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара, Жан с самого детства был окружен атмосферой, располагавшей к творчеству. Как и отец, он занимался живописью, посещал театры, был погружен в чтение классической литературы. Получив после смерти отца внушительное наследство, Ренуар посвятил себя кинематографу, самостоятельно финансируя съемки первых своих фильмов.

До сих пор поражает стилистическое разнообразие, присущее фильмам Жана Ренуара. Его фильмы 1920-х годов причисляют к французскому авангарду, фильмы 1930-х — к поэтическому реализму. Он снимал эстетские драмы с роскошными декорациями и приземленные картины о рабочем классе для левого «Народного фронта». Основой для сценариев его фильмов были классические произведения («Нана», «Человек-зверь» Эмиля Золя, «Мадам Бовари» Гюстава Флобера) и современная беллетристика («Ночь на перекрестке» Жоржа Сименона).

Ренуаром восхищались Орсон Уэллс, Франсуа Трюффо, Эрик Ромер, Роберт Олтмен, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе. Без преувеличения будет сказано, что Ренуар своими фильмами на десятилетия вперед установил кинематографические «правила игры».

В рамках ретроспективы будут показаны немые фильмы Ренуара 1920-х годов («Дочь воды», «Маленькая продавщица спичек», «Нана»), а также лучшие фильмы режиссера 1930-х годов, «золотого периода» его творчества («Будю, спасенный из воды», «Преступление господина Ланжа», «Правила игры»).

Куратор программы — ведущий искусствовед Аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Расписание

14.ноября - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Правила игры / La Règle du jeu

Magnum opus Жана Ренуара. Фильм, на десятилетия вперед опередивший возможности кинематографа, предвосхитивший французскую «новую волну». Длинные кадры, сложные мизансцены, детальная проработка разных планов, — сегодня «Правила игры» выглядят как идеальный учебник по режиссуре для начинающих кинематографистов. Фильм вышел в год начала Второй мировой войны. Тогдашнему зрителю картина, высмеивающая развращенное высшее французское общество, показалась абсолютно неуместной, а в годы войны была запрещена. Однако сегодня, смотря на «Правила игры» ретроспективным взглядом, можно сказать, что фильм оказался предчувствием трагедии, с которой вот-вот столкнётся Франция.

Фильм представит куратор программы «Мир жаждет красоты. Ретроспектива к 130-летию Жана Ренуара», ведущий искусствовед Аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Показ пройдет с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

1939, 84 мин., драма, Франция, 18+
Режиссёр: Жан Ренуар
В ролях: Ролан Тутен, Нора Грегор, Полетт Дюбо, Марсель Далио, Жан Ренуар, Гастон Модо

Авиатор Андре Журье пересекает Атлантический океан, тем самым побив мировой рекорд. Этот полет он посвящает своей возлюбленной Кристин-де ла Шене, которая, вопреки ожиданиям Андре, не приходит на аэродром его поздравить. Уже три года Кристин замужем за маркизом Робером-де ла Шене. Робер знает об отношениях, бывших между его супругой и Андре, при этом сам встречается с любовницей Женевьев. Друг Андре Октав предлагает Роберу пригласить Андре в поместье, чтобы разрешить все недопонимания. Андре принимает приглашение, но званый вечер еще больше запутывает отношения собравшихся и для всех гостей оказывается роковым.

Подробнее

15.ноября - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Будю, спасенный из воды / Boudu sauvé des eaux

Абсурдная комедия о человеке, волею случая вылезшем «из грязи в князи», стала интересным социальным исследованием Ренуара о природе человека и его месте в обществе. Главную роль очаровательного бродяги исполнил Мишель Симон, один из ведущих актеров французского кино 1930-х годов. Весь фильм стал настоящим бенефисом Симона, демонстрирующего способности перевоплощения. Один из немногих фильмов Ренуара, где режиссер использует в качестве натуры современный Париж с узнаваемыми местами.

Фильм представит куратор программы «Мир жаждет красоты. Ретроспектива к 130-летию Жана Ренуара», ведущий искусствовед Аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Показ пройдет с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

1932, 84 мин., комедия, Франция, 18+
Режиссёр: Жан Ренуар
В ролях: Мишель Симон, Шарли Гранваль, Марсель Энья, Северина Лерзиньска, Жан Гере, Жан Дасте, Жак Беккер

Владелец книжного магазина господин Лестенгуа спасает из реки бродягу Будю и даже оставляет его в своем доме. Отмытый и постриженный бродяга пытается социализироваться в приличном обществе, но его поведение только пугает жителей дома. Отношение к Будю меняется, когда на подаренную господином Лестенгуа облигацию бродяге падает крупный выигрыш.

Подробнее

16.ноября - 17:10

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. «Дочь воды» и «Маленькая продавщица спичек»

Фильмы представит куратор программы «Мир жаждет красоты. Ретроспектива к 130-летию Жана Ренуара», ведущий искусствовед Аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Сопровождать показ будет постоянный тапёр кинотеатра «Иллюзион» Сергей Аксенов.

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России, с русскими интертитрами.

«Дочь воды / La Fille de l’eau»
1925, 75 мин., немой, драма, Франция, 18+
Режиссёр: Жан Ренуар
В ролях: Катрин Эссленг, Пьер Филипп, Пьер Шампань, Марк Тузе, Жорж Тероф, Гарольд Левингстон, Пьер Ренуар
Дочь владельца баржи, совершающей рейсы по каналам и рекам Франции, Виржиия после смерти отца остается на попечении дяди Жефа. Жеф пропивает доставшиеся в наследство деньги и жестоко обращается с племянницей. Однажды Виржиния сбегает с баржи куда глаза глядят, после чего начинаются ее необычайные приключения.

«Дочь воды» — режиссерский дебют Жана Ренуара. Ренуар на собственные деньги сделал необычную для своего времени полнометражную картину, большая часть съемок которой прошли на натуре. Будто отдавая дань своему отцу, художнику Пьеру Огюсту Ренуару, Жан Ренуар создает импрессионистическое полотно на киноэкране. При этом самая известная сцена из фильма — сон главной героини, — предвосхищает кинематографический сюрреализм Луиса Бунюэля. Главную роль сыграла супруга режиссера, бывшая моделью его отца, Катрин Эссленг.

«Маленькая продавщица спичек / La petite marchande d’allumettes»
1928, 28 мин., немой, драма, Франция, 18+
Режиссёры: Жан Ренуар, Жан Тедеско
В ролях: Катрин Эссленг, Эрик Барклай, Жан Сторм, Мануэль Рааби, Эми Уэллс, Ги Ферран
Экранизация рассказа Ханса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Эта история случилась в канун Рождества, когда на улице стоял сильный мороз и люди попрятались в тёплых домах, наряжая чудно пахнущие хвоей ёлки. И только одна маленькая девочка со спичками боялась идти домой, так как за весь день не продала ни одной спички и отец мог жестоко наказать её за это.

Небольшой фильм по мотивам любимого Ренуаром датского сказочника оказался самым ярким авангардным экспериментом в карьере режиссера. В противовес естественности натурных съемок «Дочери воды» «Маленькая продавщица спичек» снята в небольшом импровизированном кинопавильоне на чердаке парижского театра «Старая голубятня». Здесь создатели фильма абсолютно отказываются от реализма, используя нарочито театральные приемы и кустарную систему освещения.

Подробнее

16.ноября - 19:40

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Преступление господина Ланжа / Le Crime de monsieur Lange

В середине 1930-х годов во Франции поднимает голову левое движение. Коалиция левых политических партий Народный фронт побеждает на парламентских выборах 1936 года и формирует новое правительство. В этот период Жан Ренуар, симпатизировавший Народному фронту, снимает несколько фильмов явной левой направленности. Среди них и «Преступление господина Ланжа» — социальная драма, ставящая перед зрителем моральную дилемму: можно ли оправдать убийцу, даже если убитый был очень плохим человеком? Сценаристом фильма выступил Жак Превер, будущий автор сценариев главных фильмов «поэтического реализма»: «Набережная туманов», «День начинается», «Дети райка».

Фильм представит куратор программы «Мир жаждет красоты. Ретроспектива к 130-летию Жана Ренуара», ведущий искусствовед Аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Показ пройдет с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

1935, 79 мин., драма, Франция, 18+
Режиссёр: Жан Ренуар
В ролях: Рене Лефевр, Жюль Берри, Флорель, Надя Сибирская, Сильви Батай, Анри Гизоль, Сильвен Иткин

Около франко-бельгийской границы в отеле объявляются таинственные постояльцы Амеде Ланж и Валентина Кардес. Посетители бара по соседству начинают подозревать, что эта парочка скрывается от закона, а Амеде Ланж — убийца, недавно объявленный в розыск. Валентина просит не выдавать их и рассказывает посетителям бара историю, которая привела Ланжа к роковому убийству.

Подробнее

17.ноября - 19:40

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Нана / Nana

На съемках «Нана» Жан Ренуар впервые работает в нормальных производственных условиях: большой бюджет, огромные павильоны, европейские звезды в кадре. Фильм снимался сразу в двух странах: натурные съемки проходили в Париже, павильонные — в Берлине. Одну из главных ролей, графа Мюффа, исполнил выдающийся немецкий актер Вернер Краус, прославившийся главной ролью в фильме «Кабинет доктора Калигари». Ренуар создал причудливый фильм, в котором текст главного французского писателя-натуралиста был передан языком кино модного немецкого экспрессионизма.

Фильм представит куратор программы «Мир жаждет красоты. Ретроспектива к 130-летию Жана Ренуара», ведущий искусствовед Аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Сопровождать показ будет пианист, тапёр, импровизатор Филипп Чельцов.

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России, с русскими интертитрами.

1926, 138 мин., немой, драма, Франция, Германия, 18+
Режиссёр: Жан Ренуар
В ролях: Катрин Эссленг, Жан Анжело, Вернер Краус, Валеска Герт, Клод Отан-Лара, Пьер Филипп, Нита Романи, Жаклин Форд, Пьер Шампань, Рене Коваль

Экранизация одноименного романа Эмиля Золя. Театральная актриса Анна Купо по прозвищу Нана играет в легких пьесах. На нее приходят полюбоваться представители высшего света Парижа. Нана хочет играть более серьезные роли, но ее коллеги по труппе только смеются над ней. Тогда Нана покидает театр и становится востребованной куртизанкой, сводящей с ума множество мужчин.

Подробнее