«Гений ясности». Ретроспектива к 120-летию Жана Габена

В истории кино, в каждой эпохе, в каждой стране есть свое лицо. Жан Габен — лицо французского кино 1930-х годов. Ему не был близок широкий жест, рассчитанный на самые дальние ряды высоколобой театральной публики. Приземистая мощь актера обнажалась в скупых, но ярких деталях создаваемых им образов. Поэтому трудно найти актера этого же периода, отмеченного таким количеством крупных планов. Среди ролей Жана Габена этого периода не встретишь людей с выдающимися биографиями. Как правило, это выходцы из низов: наборщик в типографии, рабочий театральной сцены, машинист поезда, скрывающийся от закона преступник, солдат на передовой… Однако в этих незамысловатых персонажах кипели страсти, сравнимые со страстями героев античной трагедии, и именно они заставляли тысячи зрителей ждать новых фильмов с Жаном Габеном в главной роли. «Эдип в кепке», — емко охарактеризует Габена великий кинокритик Андре Базен.

В рамках ретроспективы будет показано пять фильмов, среди которых есть как громкие названия («Набережная туманов», «День начинается»), так и менее заметные, но не менее интересные картины («Голгофа», «На дне», «У стен Малапаги»).

Куратор программы — ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Показы пройдут с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

Расписание

01.июня - 18:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Гений ясности: «На дне / Les bas-fonds»

Экранизация одноименной пьесы Максима Горького. В ночлежном доме обитают несколько героев, каждый из которых оказался в нем по разным жизненным обстоятельствам. Среди них вор, разорившийся аристократ, актер-неудачник, таинственный странник, читающий проповеди. Даже здесь, «на дне», кипят человеческие страсти, достойные театральной сцены.

Экранизация пьесы «На дне» культового для Европы 1930-х годов русского писателя Максима Горького становится первой совместной работой двух великих Жанов французского кино — Жана Габена и Жана Ренуара, снявших в дальнейшем «Великую иллюзию», шедевр «поэтического реализма».

Ренуар категорически отказывается делать из классической русской пьесы «клюкву» на потребу публики, оставляя в центре внимания чистую драму человеческих отношений, понимаемую вне национальных границ. На экране предстает своеобразная смесь двух культур, в свое время не всем критикам пришедшая по вкусу. Русская пьеса разворачивается в, казалось бы, неподходящих для нее французских пейзажах, герои носят как стилизованные русские костюмы, так и одежду по парижской моде. Однако главное, что остается в фильме до дня сегодняшнего — пристальное внимание к человеку как таковому.

1936, драма, Франция, 91 мин., 14+
Режиссер: Жан Ренуар
В ролях: Жан Габен, Луи Жуве, Сюзи Прим, Жани Ольт, Жюни Астор, Владимир Соколов, Робер Ле Виган, Камиль Бер, Рене Женен, Поль Темп

Фильм представит куратор программы «Гений ясности. Ретроспектива к 120-летию Жана Габена», ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Показ пройдет с цифровой копии из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

Подробнее

02.июня - 16:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Гений ясности: «Голгофа / Golgotha»

Экранизация евангельского сюжета об Иисусе Христе.
Фильм о жизни и страстях Иисуса Христа не характерен как для режиссера Жюльена Дювивье, так и для актера Жана Габена. Масштабная костюмная драма на религиозный сюжет не вписывается в доминирующую тенденцию «поэтического реализма».

Габен, чья слава только-только начинается, играет в фильме формально второстепенную роль прокуратора Иудеи Понтия Пилата, которому отведено немного экранного времени. Но актер, с интересом отнесшийся к предложенной ему роли, создал самую яркую актерскую работу в фильме. Образ прокуратора, олицетворяющего хладнокровную «власть кесаря», получает нетипичную интерпретацию. Габен увидел в Пилате народный характер, достигшего высоты положения личными заслугами перед отечеством. Поэтому Понтий Пилат встраивается в ряд самых известных ролей Габена, среди которых простые рабочие, солдаты, люди из низов.

1935, драма, Франция, 95 мин., 12+
Режиссер: Жюльен Дювивье
В ролях: Жан Габен, Едвига Фейер, Робер ле Виган, Люка Гриду, Убер Прелье, Жан Форес, Гарри Баур, Шарль Гранваль, Эдмонд Ван Даэль, Джульетт Верней

Фильм представит куратор программы «Гений ясности. Ретроспектива к 120-летию Жана Габена», ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Показ пройдет с цифрового носителя из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

Подробнее

02.июня - 18:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Гений ясности: «Набережная туманов / Le quai des brumes»

В маленьком портовом французском городе Гавр объявляется солдат-дезертир Жан. Он мечтает покинуть Францию под чужим именем, однако сделать это не так просто. Влюбленный в первую встречную девушку Жан оказывается втянут в криминальные разборки местных бандитов.

Фары автомобиля, разрезающие ночь, сырость улиц маленького города, кабачок на отшибе, куда может зайти любой бродяга, и за это с него не потребуют платы, неприкаянная фигура человека в поношенной солдатской форме и туман, поглощающий все вокруг. Из этого тумана и вышел габеновский Герой, оставив позади актера Жана Габена. Миф о Жане Габене находит в этом фильме свое эстетическое завершение. Отныне он неотделим от мокрой мостовой, контрастной светотени и злого рока, преследующего его в узких переулках.

1938, драма, Франция, 90 мин., 12+
Режиссер: Марсель Карне
В ролях: Жан Габен, Мишель Симон, Мишель Морган, Пьер Брассер, Эдуар Дельмон, Раймон Эмо, Робер Ле Виган, Рене Женен, Марсель Перес, Женни Бюрне

Фильм представит куратор программы «Гений ясности. Ретроспектива к 120-летию Жана Габена», ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Показ пройдет с цифровой копии из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

Подробнее

03.июня - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Гений ясности: «У стен Малапаги / Le mura di Malapaga»

В порт города Генуя в трюме корабля прибывает некий Пьер Арриньон, скрывающийся от закона в своей родной Франции. Блуждая по нищенствующему городу, Пьер знакомится с официанткой, которая живет с дочерью в монастыре, что находится в старинном районе города — Малапага. Возможно, для Пьера это последний шанс обрести семью.

Древний итальянский город Генуя после Второй Мировой войны. И снова тот самый габеновский Герой, но уже в новых, «неореалистических» обстоятельствах. Больше нет тех лиричных французских пейзажей, простоты отношений между персонажами, поэзии в их диалогах, разыгранных будто на театральной сцене. Герой Жана Габена, вечно таинственный, неприкаянный, одинокий, сталкивается с настоящим, а не условным одиночеством, оказавшись среди реальных руин, лишенных изящества французских декораций, среди толп бедняков, которыми кишат узкие переулки, среди приземленных бытовых проблем, способных из любого Героя сделать обычного человека.

1949, драма, Франция, Италия, 86 мин., 16+
Режиссер: Рене Клеман
В ролях: Жан Габен, Иза Миранда, Андреа Кекки, Вера Тальки, Робер Дальбан, Аве Нинки, Ренато Малавази, Карло Тамберлани, Ренато Малавази, Витторио Дузе

Фильм представит куратор программы «Гений ясности. Ретроспектива к 120-летию Жана Габена», ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Показ пройдет с цифровой копии из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

Подробнее

04.июня - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Гений ясности: «День начинается / Le jour se lève»

В обычном многоквартирном доме где-то на окраине раздается выстрел. Из маленькой комнаты на веранде вываливается на лестничную клетку тело мужчины. Полицейские окружают дом, но они не в силах проникнуть в комнату с вооруженным убийцей, которым оказывается обычный рабочий Франсуа. Забаррикадировавшийся в доме Франсуа вспоминает, какие события предшествовали убийству и привели его к роковой точке.

Следующая после «Набережной туманов» совместная работа Марселя Карне и Жана Габена. Камерный фильм «День начинается» о рабочем с окраины, ставшим убийцей, до сих пор шокирует зрителя, и делает это минимальными средствами. Кажется, что в фильме нет ничего лишнего, и каждая деталь вплоть до рокового финала «выстреливает» будто по часам.

Карне, всегда отрицавший свою функцию «барометра общественного настроения», так или иначе создал картину, совпавшую по эмоциональному накалу с состоянием французской нации конца 1930-х годов. Фильм предвосхитил жанр фильма-нуара, появившегося в США в 1940-х годах.

1939, драма, Франция, 91 мин., 12+
Режиссер: Марсель Карне
В ролях: Жан Габен, Жаклин Лоран, Жюль Берри, Арлетти, Бернар Блие, Мади Берри, Рене Женен, Артюр Девер, Рене Бержерон, Марсель Перес

Фильм представит куратор программы «Гений ясности. Ретроспектива к 120-летию Жана Габена», ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед Кирилл Власкин.

Показ пройдет с цифровго носителя из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

Подробнее