«Горизонт мифа». Ретроспектива к 130-летию Джона Форда

Когда однажды Орсона Уэллса спросили, кто его любимый режиссер, он сказал следующее: «Предпочитаю я мастеров старой школы, под которыми имею в виду Джона Форда, Джона Форда и Джона Форда». Форд — один из самых значимых режиссеров в истории мирового — и тем более американского — кино, в течение всей кинокарьеры (с 1920-х по 1960-е) снимавший шедевры, получивший беспрецедентное количество «Оскаров» за лучшую режиссуру и завоевавший себе репутацию замкнутого молчаливого тирана с добрым сердцем. Он «принадлежал к числу тех художников, которые никогда не произносят слово „искусство“, к числу тех поэтов, которые никогда не произносят слово „поэзия“», как о нем с большим пиететом писал Франсуа Трюффо. Фильмы Форда наполнены эпикой и лирикой, напряжённым, острым драматизмом и фарсом. Трагическое у него всегда пронизано элементами комического, а кадры широких просторов Долины Монументов перемежаются интимными, изощренными по композиции сценами. Форд — человек, который на протяжении жизни создавал экранные мифы об Америке. Человек, который создал миф о самом себе.

В программу, приуроченную к юбилею этого великого режиссера, войдут как классические фильмы («Дилижанс», «Гроздья гнева»), так и не слишком известные сейчас картины («Плуг и звезды», «Ураган», «Беглец»). Ретроспектива подготовлена главным искусствоведом аналитического департамента Госфильмофонда России, киноведом Андреем Икко.

Все показы пройдут с пленочных (35 мм) и цифровых копий из коллекции Госфильмофонда России, на языке оригинала с русскими субтитрами.

Расписание

11.июля - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Горизонт мифа: «Ураган / The Hurricane»

«Ураган», который начинается как колониальная мелодрама и превращается в фильм-катастрофу, может показаться самой нетипичной работой в долгой карьере Джона Форда, но в центре его постоянная фордовская тема про человека и случившийся с ним пейзаж. Эпизод урагана был создан главным голливудским мастером по спецэффектам Джеймсом Басеви. Продюсер фильма Сэм Голдвин выделил Басеви бюджет в 400 000 долларов: 150 000 ушло на строительство в студийном павильоне деревни с лагуной длиной под двести метров, остальные 250 000 пошли на ее уничтожение перед камерой Форда. «Оскар» за спецэффекты появится в Киноакадемии во многом благодаря именно «Урагану».

Фильм представит главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед, историк кино Андрей Икко.

1937, боевик, драма, мелодрама, США, 110 мин., 12+
Режиссер: Джон Форд
В ролях: Дороти Ламур, Джон Холл, Мэри Астор, С. Обри Смит, Томас Митчелл, Рэймонд Мэсси, Джон Кэрредин, Джером Кауэн

Прекрасный, идиллический и первозданный мир острова Маникура, что в Тихом Океане, омрачается трагедией: одного из главных жителей острова, юношу Теранги, который считается сердцем всей общины, за драку в баре сажают в тюрьму. Тяга к свободе вынуждает его к попыткам бегства, но каждая из них проваливается, а срок заключения все растет и растет.

Награждён премией Оскар 1938 года в номинации " Лучший звук"
Наминирован на Оскар 1938 года " Лучшая мужская роль второго плана (Томас Митчелл)"
Наминирован на Оскар 1938 года "Лучший саундтрек"

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм (советская прокатная копия) из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «Горизонт мифа». Ретроспектива к 130-летию Джона Форда».

Подробнее

12.июля - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Горизонт мифа: «Беглец / The Fugitive»

«Беглец» — один из самых странных фильмов Джона Форда. Эта вольная экранизация романа Грэма Грина «Сила и слава» проникнута гнетущей атмосферой тотальной слежки, а действие происходит в период жестоких гонений на католическую церковь. В «Беглеце» Форд впервые активно работает с глубинной мизансценой и благодаря великому мексиканскому оператору Габриэлю Фигероа (работавшему с Эйзенштейном над его «мексиканским проектом», а затем ставшим главным оператором Луиса Бунюэля) добивается почти экспрессионистских светотеней. Слишком абстрактный, вычурный и мрачный, «Беглец» благополучно провалился в прокате, но спустя годы стал классикой. В ответ на упреки в адрес фильма Форд любил говорить следующее: «Мне просто нравится на это смотреть». И с этим сложно поспорить.

Фильм представит главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед, историк кино Андрей Икко.

1947, драма, история, Мексика, США, 104 мин., 16+
Режиссер: Джон Форд
В ролях: Генри Фонда, Долорес дель Рио, Педро Армендарис, Дж. Кэролл Нейш, Лео Каррильо, Уорд Бонд, Роберт Армстронг, Джон Кволен, Фортунио Бонанова, Крис-Пин Мартин

В небольшую деревню, где-то в Латинской Америке, пешком приходит священник, одетый в крестьянскую одежду. Когда-то он был местным пастором, но был вынужден покинуть эти края. Вскоре он возобновляет службы для жителей деревни. В это время в портовом городе Пуэрто-Гранде с корабля сходит американский преступник Джеймс Калверт по прозвищу «Эль Гринго», держа в руках сумку с украденными деньгами.

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

Показ пройдет с цифровой копии из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «Горизонт мифа». Ретроспектива к 130-летию Джона Форда».

Подробнее

13.июля - 15:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Горизонт мифа: «Плуг и звёзды / The Plough and the Stars» и лекция киноведа Андрея Икко

«Плуг и звезды» отнюдь не первым напомнил зрителю о том, что Джон Форд (как он сам любил повторять) «родился в ирландском пабе». До этого была и «Матушка Мэкри», и «Дом палача», и великий «Осведомитель». Но ни до, ни после Форд с такой отчетливостью не показывал в своих фильмах трагедию, постигшую жителей Ирландии, их постоянную, непрекращающуюся борьбу за суверенитет и постепенную утрату веры в свои силы. В «Тихом человеке», снятом уже в 1952 году, Форд с ностальгией показывает светлый мир Ирландии начала ХХ века, наполненный романтикой и комическими злоключениями героев. «Плуг и звезды» — оборотная, темная сторона этого же мира.

Представит фильм и прочтет перед показом лекцию главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед, историк кино Андрей Икко.

Лекция киноведа Андрея Икко «Человек немого кино: фильмы Джона Форда в коллекции Госфильмофонда России» будет посвящена биофильмографии Джона Форда и расскажет о прокате фильмов режиссера в СССР. Также в рамках лекции будет проведен краткий экскурс в историю копий фильмов Форда, хранящихся в собрании киноархива.

1936, драма, США, 72 мин., 12+
Режиссер: Джон Форд
В ролях: Барбара Стэнвик, Престон Фостер, Бэрри Фицджералд, Денис О’Ди, Эйлин Кроу, Питер Джадж, Уна О’Коннор, Артур Шилдс, Морони Олсен, Дж. М. Кэрриган

Экранизация одноименной пьесы Шона О’Кейси. Весной 1916 года на улицах Дублина начинается борьба за суверенитет Ирландии. Опасаясь, что ее муж Джек погибнет, Нора Клитеро скрывает от него новость о том, что он назначен новым командиром взвода. Джек все же узнает о назначении и отчитывает Нору за эгоизм. Вскоре Джек и другие лидеры борьбы за суверенитет встречаются, чтобы официально закрепить свои обязательства и подписать декларацию о независимости Ирландии. Во время очередной стычки с британцами Джеку удается спастись. Преследуемый солдатами, Джек карабкается по крышам в квартиру своих друзей. Спрятав винтовку в гробу, Джек избегает ареста и воссоединяется с Норой.

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

Показ пройдет с цифровой копии из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «Горизонт мифа». Ретроспектива к 130-летию Джона Форда».

Подробнее

13.июля - 18:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. Горизонт мифа: «Гроздья гнева / The Grapes of Wrath»

Пыльная одиссея четырех поколений семьи оклахомских фермеров, гонимых голодом и надеждой, в руках Джона Форда становится главной кинолетописью, едва не кинохроникой Великой депрессии: обветренные лица на бесприютных просторах неотличимы от тех, что запечатлены на фотографиях Доротеи Лэнг и Уокера Эванса.

«Люди, как муравьи, расползались по дорогам в поисках работы, в поисках хлеба. И в сознании людей начинала бродить ярость». Одна из самых левых книг американской литературы, поставленная одним из самых правых режиссеров американского кино. Пулитцеровская премия Стейнбека и второй «Оскар» Форда.

Фильм представит главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, киновед, историк кино Андрей Икко.

1940, драма, США, 129 мин., 12+
Режиссер: Джон Форд
В ролях: Генри Фонда, Джейн Дарвелл, Джон Кэрредин, Чарли Грейпвин, Доррис Баудон, Расселл Симпсон, О. З. Уайтхед, Джон Кволен, Эдди Куиллан, Зеффи Тилбури

Экранизация одноименного романа Джона Стейнбека. После конфискации фермы семья Джоудов из Оклахомы вынуждена двинуться с родной обнищавшей земли «Пыльного котла» на Запад к плодородным полям Калифорнии в поисках лучшей жизни и лучшей доли.

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

Показ пройдёт с плёнки 35 мм (советская прокатная копия) из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «Горизонт мифа». Ретроспектива к 130-летию Джона Форда».

Подробнее