ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа

Знаменитая петербургская Киностудия Первого и экспериментального фильма («ПиЭФ») Алексея Германа старшего в этом году отмечает 35-летие. В этом же году Алексею Юрьевичу Герману могло бы исполниться 85 лет.

Мастерская возникла в составе Ленфильма в конце 1988 года, несколько позже была переименована в киностудию «ПиЭФ». Возглавил её Алексей Герман старший, а редактором стал Юрий Павлов.

За несколько лет на волне перестроечного энтузиазма и до 1991, когда со студии ушёл Юрий Павлов, на ПиЭф получили возможность запустить свои дебютные фильмы Алексей Балабанов, лидеры параллельного кино — Евгений Юфит, Максим Пежемский, также Олег Ковалов, Лидия Боброва, Ирина Евтеева, люди, не связанных с кино профессий, здесь дебютировал и Алексей Герман младший с фильмом «Последний поезд» и были выпущены другие яркие экспериментальные ленты, определившие язык авторского кино следующего десятилетия.

Позднее в качестве практики участники мастерской работали над картиной Германа «Хрусталёв, машину!»

20 — 24 сентября в Иллюзионе в честь двойного юбилея пройдут показы наиболее значимых дебютов ПиЭф.

Куратор программы: исследователь кино, журналист — Ира Дмитриева.

Все фильмы программы будут показаны с плёнки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России

Расписание

20.сентября - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Хрусталёв, машину!»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

Фильм представит Алексей Герман мл. и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.

147 мин., драма, СССР, 1998, 14+
Режиссер: Алексей Герман ст.
В ролях: Юрий Цурило, Нина Русланова, Михаил Дементьев, Генриетта Яновская, Александр Баширов, Дмитрий Пригов, Ольга Самошина, Александр Лыков, Виктор Степанов, Константин Хабенский

В последнюю зимнюю ночь 1953 года московский истопник Федя Арамышев по дороге на работу соблазняется блестящей фигуркой на радиаторе пустого, засыпанного снегом «Опеля», стоящего на обочине.
Откуда было знать бедному Феде, что из-за легкомысленного поступка он попадет в историю, связанную с «делом врачей», оперативными планами МГБ и высокой политикой.

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».

Подробнее

21.сентября - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Замри - умри - воскресни!»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

Фильм представит режиссер Виталий Каневский (по видеосвязи) и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.

105 мин., драма, СССР, 1989, 16+
Режиссер: Виталий Каневский
В ролях: Динара Друкарова, Павел Назаров, Елена Попова, Валерий Ивченко, Вячеслав Бамбушек, Вадим Ермолаев, Тамара Бисерова, Екатерина Громова

Автобиографическая повесть, события которой происходят в 1947 году в небольшом шахтерском городке Сучан, более похожем на трудовой лагерь, нацеленный только на одно — дать стране как можно больше «черного золота».
Подростки Валерка и Галия живут в одном бараке. Они не столько мечтают о будущей счастливой жизни, сколько просто любят все, к чему привык глаз в этом Богом забытом городишке…

Приз Каннского МКФ «Золотая камера» за лучший дебют, премия «Феликс» за лучший сценарий.

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».

Виталий Каневский — выпускник мастерской Михаила Ромма во ВГИКе и человек сложной и уникальной биографии в духе персонажей Шукшина, отбывавший срок с 1966 по 1977 из-за драки и затем случайно оказавшийся в кинематографе. «Замри — умри — воскресни!» стал его третьим фильмом и громким выходом в большое кино.

1947 год, Дальний Восток, шахтерский поселок Сучан (ныне город Партизанск), расположенный  рядом с зоной ГУЛАГа на Дальнем Востоке. Главные герои фильма — беспечный Валерка, растущий без отца, и Галия — ровесники, живущие в одном бараке и торгующие чаем на местной барахолке.

Автобиографический фильм про голодное послевоенное детство показывает реальность по ту сторону яви и вымысла. Дети воспринимают мир непосредственно несмотря на тяжесть окружающего лагерного и полукриминального быта, выводя христианскую формулу спасения, похожую на детскую игру — «Замри — умри — воскресни!».

Уникальность фильма в том, как конец советских 1980-х и начало 1990-х, в которых создавалась картина, рифмуются с необустроенным послевоенным детством и отображают сюжет о молодых людям, которые уготованы несчастные судьбы, несмотря ни на что их жизнь полна легкости и влюбленности без предчувствия беды. Как отмечает киновед, историк кино и другой дебютант со студии ПиЭФ Олег Ковалов: «Подлинный герой здесь — само историческое время».

Фильм оказался незамечен в России — наступило другое время, закончился Советский союз, в страну хлынули голливудские ленты, и смотреть на отечественные мрачные реалии в духе гласности желающих было не много. При этом картина обладала подлинно «ленфильмовским» духом и демонстрировала зыбкость и галлюцинаторность всего происходящего в стране на сломе времён.

Однако после показа фильма на Каннском фестивале влиятельный французский журнал «Cahiers du cinema» включил Виталия Каневского в рейтинг лучших кинорежиссеров, поскольку визуально французы увидели в фильме аналогии с другим личным фильмом, отсылающим к детским воспоминаниям — «400 ударов» Франсуа Трюффо.

Подробнее

22.сентября - 19:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Панцирь»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

Фильм представит киновед Любовь Аркус (по видеосвязи) и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.

91 мин., драма, СССР, 1990, 12+
Режиссер: Игорь Алимпиев
В ролях: Петр Кожевников, Александр Спорыхин, Анна Перминова, Виктор Семёновский, Сергей Эрденко, Сергей Добротворский, Владимир Ермилов, Ольга Самошина, Юрий Стоянов, Галина Мамчистова

Ангелы наблюдают за тысячами людей и способны не только видеть, но воспринимать потаенные мысли и чувства. Сон и явь под их взором неразличимы. Сон влечет тем, что в нем можно летать; это, впрочем, обман: сон сковывает тело, берет в плен неподвижности. Наяву же можно только имитировать полет, можно танцевать, можно танцевать без одежд, можно даже танцевать на крыше, но все равно никуда не деться от ощущения тяжести в ногах. Пожалуй, легче всего летать в наркотической отключке, но потом это перестает помогать, даже если открыть газ.

— Бронзовый приз на МКФ в Римини, Италия (1990)
— Приз Всесоюзного общества друзей кино на 21-м кинофестивале «Молодость» (1990)
— Награда за лучший дебют периода перестройки (1985–1990)
— Гран-при КФ «Дебют» в Москве (1991)

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».

Игорь Алимпиев — выпускник мастерской Виктора Лисаковича во ВГИКе, начинал как документалист, создал радикальный фильм-портрет режиссёра Динары Асановой «Очень вас всех люблю…», который был отмечен на кинофестивалях и был воспринят коллегами с Ленфильма как провокация. «Панцирь» стал для Алимпиева полноценным дебютом в художественном кино.

«Панцирь» — новаторский фильм, снятый в полудокументальной стилистике, который рассказывает о жизни странных маргинальных молодых людей в мистическом Ленинграде.

В центре истории — судьбы друзей, учившихся в обычной ленинградской школе, в одном классе, и по-прежнему часто собирающихся дружной компанией, чтобы пообщаться, которые сложились по-разному. Олег пошёл служить в милицию, Саня живёт в полуподвальном помещении и вечно конфликтует с сильно пьющим отцом и тусуется на Невском… Два этих героя — антиподы и двойники в суете безвременья. А тем временем страну ждут радикальные перемены.

Алимпиев сделал одного из своих главных героев милиционером, что по тем временам было сродни антигерою-хищнику и также выглядело провокацией. Документальная стилистика смотрелась претенциозно, поскольку происходящее сразу подавалось как правда жизни, но таким образом Алимпиев дал себе творческую свободу, не давая прямых трактований поступкам своих героев.

Их действия бессмысленно ритуальны: милиционер Олег залпом выпивает стакан водки и ложится спать, а его бывший одноклассник Саня пытается ограбить турникеты в метро — все эти порывистые и подчас глупые поступки, как в страшном сне, скрывают героев под оболочкой и панцирем, защищающем от суровой окружающей действительности.

Игорь Алимпиев снял свой фильм «с точки зрения ангелов», что делает его своего рода ленинградской версией «Неба над Берлином» Вима Вендерса. Ангелы наблюдают за тысячами людей и способны не только видеть, но воспринимать потаенные мысли и чувства, поэтому происходящее снимается как бы скрытой камерой. Здесь Алимпиев продолжил мотив, начатый в фильме «Очень вас всех люблю...» о смертоносной и жизнеутверждающей жизни.

В фильме появляется яркий актерский ансамбль, играют в том числе и соавтор сценария Пётр Кожевников, Александр Спорыхин, Ольга Яковлева, Юрий Стоянов и знаменитый киновед и критик Сергей Добротворский.

В финале фильма — строки из «Руслана и Людмилы» Пушкина: «долина смерти», поросшая травой забвения; одинокий герой, о котором не запоют Баяновы струны. «Но вскоре вспомнил витязь мой, что добрый меч герою нужен и даже панцирь».

Спустя почти 35 лет можно сказать, что «Панцирь» — один из главных фильмов про 1990-е и потерянное поколение молодых людей.

Подробнее

23.сентября - 16:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Папа, умер Дед Мороз»

Показ представит оператор фильма Александр Буров и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.

81 мин., ужасы, СССР, 1991, 16+
Режиссер: Евгений Юфит, Владимир Маслов
В ролях: Иван Ганжа, Максим Грибов, Людмила Козловская, Анатолий Егоров, Борис Ильясов, Валерий Криштапенко

В подвале странная пара — дедушка и мальчик расставляют петли-ловушки, чтобы поймать-повесить человека-добычу. В это же самое время ученый-биолог устремляется в деревню к двоюродному брату, чтобы закончить рассказ о мыши бурозубке. Но ему так и не пришлось подумать о работе, поскольку странное поведение здешних обитателей притягивает его внимание. Каждый из них одержим маниакальными идеями, мистическими по своей сути. Они насильно пополняют ряды себе подобных новыми членами, деформируя их психику через вовлечение в различного рода садомазохистские акты…

Гран-при кинофестиваля в Римини, Италия (1992)

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».

Евгений Юфит — один из основателей параллельного кино и радикального эстетического направления некрореализм, в середине 1980-х представившего советскую героику и коллективизм как пародийный образ социального маразма и анекдотической тупости.

В 1988—1989 годы Юфит учился на курсе Александра Сокурова и снимал киножурналы для Ленинградской студии документальных фильмов.

«Папа, умер Дед Мороз» является полнометражным дебютом Юфита совместно с Масловым, выпущенным на студии ПиЭФ. Документальная стилистика, интерес к революционному и немому киноавангарду, переосмысление классического советского кино и принадлежность к кругу ленинградских андеграундных художников и музыкантов, интерес к фотографии и патологоанатомии определили почерк последующих работ Юфита, ставших впоследствии классикой отечественного экспериментального кино.

В основе сюжета фильма «Папа, умер Дед Мороз» лежит предложенная Алексеем Германом старшим идея экранизировать готическую повесть А.К. Толстого «Семья вурдалака». На деле от неё остался лишь полумёртвый дедушка и уведённый им за собой мальчик.

Главный герой, писатель-натуралист, приезжает в далёкую деревню, к брату. Здесь он надеется изучить повадки мыши-бурозубки, чтобы затем описать ее таинственную жизнь во всех подробностях. Но в деревне его не ждут и не привечают. Угрюмый мужик и его странная жена пристально смотрят в глаза натуралиста. Диковатый сынок и дедушка-упырь довершают неприятную картину. 

При этом дед не страшен ничем, кроме того, что мёртв. Вместо своих привычных инфернальных героев военных-альпинистов и мёртвых лётчиков на авансцену выводится более архетипический персонаж Дед Мороз или дедушка-вурдалак, перекусавший всю семью.

Ужас, который выводят на экране Юфит и оператор Сокурова Александр Буров нового типа — привычный, узнаваемый и «домашний» ужас окружающего пейзажа, быта и угрюмых домочадцев. Реактивные движения персонажей 16-мм лент Юфита 1980-х сменились на отупленное созерцание в духе непроходящего хмурого ночного кошмара.

На дворе переломный 1991 год, и большинство зрителей пугается одного факта гуляющих мертвецов и думать о смысле уже не в состоянии.

Постоянный соавтор Евгения Юфита Владимир Маслов закончил актёрское отделение факультета драматического искусства ЛГИТМиК и впоследствии работал режиссёром экспериментального кукольного театра, а затем и Большого театра кукол.

Сотрудничество с Евгением Юфитом в жанре некрореализма Владимир Маслов начал с «Рыцарей поднебесья» (1989). Юфит и Маслов вместе режиссировали киноленты «Папа, умер Дед Мороз» (1992), «Деревянная комната» (1995) и «Серебряные головы» (1998).

Анжелика Артюх заявила, что в авторском тандеме некрореалистов Маслов «отвечал за крепкость драматургической постройки и точность „психологических состояний“ актёров». 

Как написал о фильме легендарный критик и киновед Сергей Добротворский: «Папа, умер Дед Мороз» больше всего похож на ночной бред Брессона, неосторожно посмотревшего «Ночь живых мертвецов».

Подробнее

23.сентября - 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Счастливые дни»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

Фильм представит актёр Виктор Сухоруков и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.

86 мин., драма, СССР, 1991, 12+
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Виктор Сухоруков, Анжелика Неволина, Евгений Меркурьев, Георгий Тейх, Николай Лавров, Наталья Илюхина, Ричард Богуцкий, Геннадий Богданов, Артем Исаков, Аркадий Шароградский

По безлюдным улицам Петербурга одиноко бредет Он — человек без имени, прошлого, друзей. Редкие люди, с которыми пересекается герой, называют его по-разному: Сергеем Сергеевичем, Петром, Борей. Всем что-то нужно от него, а он всего лишь хочет найти себе место, где можно просто жить. Но эта цель оказывается недостижимой.

— КФ в Заречном. Приз «Грёзы Парижа» (1991)
— КФ в Заречном. Приз жюри критиков «За создание целостного кинематографического мира и бескомпромиссное следование изначальному авторскому выбору» (1991)
— Фестиваль Молодость в Киеве. Приз за лучший фильм (1991)
— Каннский кинофестиваль. Участие в программе «Особый взгляд» (1992)
— КФ «Дебют» в Москве. Приз за лучший полнометражный фильм (1992)

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».

Отслужив в армии, Алексей Балабанов отправился работать на Свердловскую киностудию, где стал ассистентом режиссера документальных фильмов и работал над несколькими научно-популярными фильмами. Он был частью свердловского андеграунда и снимал своих знакомых музыкантов. На Свердловской киностудии он выпустил три фильма: «Раньше было другое время», «Настя и Егор» и «У меня нет друга», а в 1990 году переехал в Ленинград.

Любительские картины Балабанова Сергей Сельянов показал Алексею Герману старшему, и он решил запустить курсовую работу Балабанова на Киностудии Первого и экспериментального фильма («ПиЭФ») при «Ленфильме». Так Балабанов снял свой дебютный полнометражный игровой фильм «Счастливые дни».

Сценарий был создан по мотивам творчества Сэмюэла Беккета — одного из основоположников театра абсурда. Сюжет основывался на рассказах 1946 года «Первая любовь», «Изгнанник», «Успокоительное», «Конец» из цикла «Четыре новеллы», а название было взято из пьесы «Счастливые дни» (1961). При этом Балабанов не стремился экранизировать Беккета дословно, а хотел показать дух его произведений, добавив свое художественное видение.

Неприкаянность героя поддерживалась в фильме образами из произведений Беккета и остроумными находками самого Балабанова и парадоксальным визуальным рядом Астахова: шкатулка, ёжик, петрушка, ослик, трамвай. В фильме герою на кладбищенской скамейке героиня Анна подарила ёжика, который сопроводил протагониста, таким образом объединив не связанные пространства и места действия разных произведений Беккета: квартиру Анны, «живущей проституцией», каморку Слепого.

Ленинград в фильме предстает как абстрактный город без названия. В интервью для книги «Петербург как кино» оператор фильма Сергей Астахов пояснил: «У творчества Беккета, как и у этого фильма Балабанова, нет географии. Потому и Петербург здесь — не Петербург, а пространство абсурдистской пьесы. Это кладбище, колокольня, переулок, женщина, человек, который плюется с балкона на других: это вымышленный, придуманный город. <…> Сейчас, правда, такое абсурдистское безвременье снимать было бы сложнее».

В этом фильме Сергей Астахов, работавший и над картиной другой дебютантки студии «ПиЭФ» Лидии Бобровой «Ой, вы, гуси…», показывает мир героя в поисках своего места в жизни. Для этого он использует новаторский для того времени приём — выверенный, выстроенный кадр, часто с закрытой композицией. В любой локации ощущается замкнутость, ограниченность пространства и мира, что помогает передать отчужденность от реальности и видение главного героя.

Виктор Сухоруков рассказывал, как на съемках Балабанов заставил его надеть ботинки на полразмера меньше: «Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: „У меня ноги мерзнут…“ А он: „Ничего-ничего, потерпи…“ Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались».

Эта сюрреалистическая, абсурдная картина обратила на себя в первую очередь внимание критиков, называвших «Счастливые дни"событием кинематографа начала 1990-х.

Фильм попал в программу «Особый взгляд» Каннского фестиваля, став одной из редких удачных экранизаций произведений Сэмюэла Беккета, заложил основу для лейтмотивов последующих фильмов Балабанова и сделал Виктора Сухорукова лицом многих других его картин.

Подробнее

24.сентября - 14:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Концерт для крысы»

Фильм представит режиссёр фильма Олег Ковалов (по видеосвязи) и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.

110 мин., драма, фантастика, Россия, 1995, 12+ 
Режиссер: Олег Ковалов
В ролях: Елена Савина, Федор Коновалов, Пётр Зайченко, Катя Томнитская, Саша Шефф, Валерий Сморыго, Марина Валашанина, Алексей Муравьев, Татьяна Лаптева, Сергей Лаврентьев

По мотивам произведений Даниила Хармса. Крыса живет в клетке. Клетка стоит в комнате, в комнате живет поэт. Комната находится в большой коммунальной квартире. А квартира - в огромном доме с множеством окон, напоминающих пустые глаза слепца. Дом стоит во дворе-колодце, а рядом с домом стоит усатый дворник в кирзовых сапогах. Двор находится в городе, большом городе с улицами, парикмахерскими, автомобилями, кинозалами… А город - в стране. А на дворе - 1939 год...

— Премия имени Андрея Москвина за лучшую операторскую работу Е. Шермергору (профессиональная премия киностудии «Ленфильм», 1995)
— Специальный приз жюри на фестивале «Киношок-95» (Анапа)
— Третья премия на Международном кинофестивале стран Восточной Европы в Котсбусе (Германия, 1996)
— Приз «Гранатовый браслет» — Гран-при кинофестиваля «Литература и кино» (Гатчина, 1997)

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».

Профессиональный путь Олега Ковалова стал одним из немногочисленных российских аналогов карьеры французов «новой волны», которые тоже начинали с кинокритики, а впоследствии стали большими режиссерами.

Олег Ковалов начинал как кинокритик и киновед еще до поступления во ВГИК, после получения диплома киноведа работал на «Ленфильме» редактором.

В 1989 году Ковалов снялся в одной из главных ролей в сюрреалистическом фильме Валерия Огородникова «Бумажные глаза Пришвина». В 1991 году дебютировал на студии ПиЭФ как режиссер и сценарист монтажной картины «Сады скорпиона», собранный на основе сюжетной линии из фильма «Случай с ефрейтором Кочетковым» из нескольких десятков фильмов периода 1920—1960 годов. Несмотря на коллажность фильм рассказывает в ретро-интерьере историю любви и историю сомнения.

«Концерт для крысы» — первый игровой фильм Олега Ковалова по мотивам произведений Даниила Хармса. В 1939 году началась Вторая мировая война, а Хармсом была написана повесть «Старуха» — городской гротеск, выразивший подспудные комплексы сложной эпохи. 

«Концерт для крысы» имеет множество черт монтажного, ассоциативного фильма, открытого для трактовок зрителя. Образы в духе советского киноавангарда смело сопоставлены с кадрами в стиле декадентского немого кино. 

Писать сценарий помогал и Владимир Маслов, работавший совместно с Евгением Юфитом и над другим фильмом программы «Папа, умер дед мороз», постоянный соавтор Юфита.

Фильм был посвящен 90-летию со дня рождения Хармса и 100-летию кинематографа.

Подробнее

24.сентября - 16:30

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Ой, вы, гуси...»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

Фильм представит режиссер Лидия Боброва (по видеосвязи) и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.

88 мин., драма, СССР, 1991, 12+
Режиссер: Лидия Боброва
В ролях: Вячеслав Соболев, Юрий Бобров, Василий Фролов, Нина Усатова, Светлана Гайтан, Марина Кузнецова, Григорий Попов, Виталий Бобров

Рассказ о жизни в русской глубинке без прикрас. Отснятый в естественной обстановке, с участием в большинстве своем непрофессиональных актеров, фильм вызывает неподдельное ощущение реальности.

— Фильм вошёл в список 100 лучших фильмов России, снятых в период 1908—1996 годов, под ред. Лилии Маматовой
— Всесоюзный кинофестиваль авторского кино в Твери. Гран-при режиссёру Лидии Бобровой (1991)
— КФ «Дебют» в Москве. Гран-при режиссёру Лидии Бобровой (1992)
— КФ «Кинотавр» в Сочи. Приз жюри «За прекрасный дебют» в конкурсе «Фильмы для избранных?» (1992)
— МКФ фильмов-дебютов в Анже, Франция. Гран-при за лучший европейский режиссёрский дебют и сценарий (1992)
— МКФ женского кино в Минске. Специальный приз режиссёру Лидии Бобровой (1993)

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».

Решение снимать кино Лидия Боброва приняла в ту ночь, когда узнала о смерти Василия Макаровича Шукшина. Все её фильмы, как говорит сама Лидия Алексеевна, вышли из эпизода «Калины красной» Шукшина, где Егор Погудин приезжает к своей матери, что в будущем определило жанр её фильмов.

Сценарий фильма «Ой, вы, гуси…» основан на реальных событиях из жизни автора. Курганинск был выбран местом съемок, поскольку в кубанском городке с начала 70-х годов жили мама и младший брат Лидии Алексеевны, переехавшие туда с Забайкалья. В кадре были задействованы местные жители —  непрофессиональные актеры, которые помогли создать в кадре подлинность. В качестве звезды выступила Нина Усатова, на тот момент заслуженная артистка РСФСР.

Оператор Сергей Астахов, который также снимал как оператор другую картину программы — дебют Балабанова на студии ПиЭФ «Счастливые дни», последовательно «обесцветил» изображение для создания эффекта старых выцветших фотографий и выстроил композицию кадра, сосредоточившись на портретах.

Лента является редким экспериментальным фильмом той эпохи, снятым женщиной-режиссёром и рассказывающим о жизни в советской глубинке без прикрас.

История повествует о жизни трёх братьев Ивановых. Старший Александр — уголовник, отсидел за убийство. Средний Дмитрий — безработный инвалид. Младший Пётр — выпивающий кочегар. Их пути разошлись, но у каждого осталась в памяти та уходящая вдаль дорога, по которой шагает отец с тремя сыновьями под песню о «серых гусях».

Первая съёмка курсовой работы по сценарию Лидии Бобровой «Ой, вы, гуси…» состоялась в 1989 году. Но из-за брака фильм пришлось переснимать в 1990 году и в 1991 году дипломный фильм был выпущен на студии ПиЭФ.

Премьера киноленты состоялась в Калинине (ныне Тверь) во время апрельского Всесоюзного кинофестиваля авторского кино «Созвездие».

Из-за нарочитого полудокументального и «бедного» стиля съёмки картина осталась недопонятой отечественными кинокритиками, стиль Бобровой воспринимался как антирежиссура.

Местные жители также неохотно делились воспоминаниями о фильме и недоумевали, почему за несколько десятилетий до этого Пырьев там же снимал оптимистичную комедию «Кубанские казаки» и зачем понадобилось снимать реалистичную драму из жизни деревни.

Второй показ фильма прошёл в столице на Московском международном кинофестивале. Фильм «Ой, вы, гуси…» был представлен в секции «Новое русское кино». В это время на ленту обратили внимание отборщики сразу нескольких крупных европейских кинофестивалей. Для европейцев Лидия Боброва стала своего рода русским Пазолини, хроникёром деревенской жизни.

В августе 1992 года драму Бобровой показали в Локарно. В сентябре — в Канаде.

В 90-х фильм Лидии Бобровой побывал в Монреале, Нью-Йорке, Сан-Франциско. Киноленту увидели ирландцы и французы.

«Ой, вы, гуси» стал на тот момент одним из самых известных в Европе. В городе Анже он получил Гран-при за лучший европейский режиссёрский дебют и лучший европейский сценарий. Его приобрели в прокат французские телеканалы.

Подробнее

24.сентября - 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ. ПиЭф: «Последний поезд»

Билеты на данный фильм можно приобрести по Пушкинской карте.

Фильм представит Алексей Герман мл. и куратор программы, исследователь кино Ира Дмитриева.

82 мин., драма, военный, СССР, 2003, 12+
Режиссер: Алексей Герман мл.
В ролях: Павел Романов, Пётр Меркурьев, Алексей Девотченко, Ирина Ракшина, Александр Тюрин, Марина Раджиева, Наталия Львова, Олег Фёдоров, Сергей Носатов, Людмила Остроумова

Зима 1944 года. Мобилизованный немецкий хирург Пауль Фишбах прибывает на восточный фронт в очень напряженный момент. Вокруг тишина, никто не стреляет, но уже окончательно ясно, что инициатива перешла к советским войскам. Пауль появляется в помещении временного госпиталя, в то время как оттуда эвакуируют последних раненых. Вскоре помещение госпиталя пустеет. В здании остается всего несколько человек, за которыми обещали прислать машину, но она не приедет. Тогда Пауль начинает понимать что поезд, на котором он приехал в эту чужую страну, был для него последним. В хаосе неожиданного советского контрнаступления ему суждено потеряться посреди заснеженных русских просторов и никогда больше не вернуться домой, в Германию.

— МКФ в Венеции, Италия. Премия Луиджи де Лаурентиса – особое упоминание за дебют (2003)
— МКФ «Золотой Александр» в Салониках, Греция. Главная премия и приз ФИПРЕССИ (2003)
— XII Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе. Приз за лучшую режиссуру (2003)
— МКФ фильмов о правах человека «Сталкер». Главная премия с формулировкой «Фильм, защищающий самое главное право человека – право на жизнь» (2003)
— Премия «Ника» в номинации «Открытие года» (2003)
— МКФ «Окно в Европу», Выборг. Участие в программе (2003)
— МКФ фильмов-дебютов в Анже, Франция. Участие в конкурсной программе фестиваля (2004)
— МКФ в Роттердаме, Нидерланды. Приз «Международная амнистия» за смелость и личностный, человечный подход режиссера при изображении войны (2004)
— Фестиваль российского кино в Онфлёр, Франция. Участие в программе (2004)
— ММКФ, Москва. Участие в программе (2004)

Показ пройдет с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.

Лента представлена в рамках программы «ПиЭф: Экспериментальные дебюты студии Германа».

Премьера дебютной картины Алексея Германа-младшего, выпущенной на «Киностудии Первого и экспериментального фильма» («ПиЭФ»), которой руководил Герман старший, состоялась на 60-м Венецианском кинофестивале почти в день 27-летия молодого режиссера.

Немецкий военный хирург Пауль Фишбах прибывает зимой 1943-го года на Восточный фронт к самой передовой, в надежде на то, что армия пополнится, воспрянет духом и нанесет решающий и сокрушительный удар. История показывает обратную картину. Не успев толком разобрать вещи, Фишбах попадает в мясорубку партизанской войны и отступления немецкой армии.

Неспешная обстоятельность, с какой показано прибытие хирурга на Восточный фронт, находится в контрапункте, в том числе ритмическим с главным событием — фронт отступает, ситуация на грани паники и потери контроля, раненых спешно эвакуируют. Вновь прибывший человек оказался никому не нужен.

Оператор Олег Лукичёв мастерски показывает сомнамбулическую русскую зиму — где герой блуждает словно между бытием и небытием, постепенное растворение фигуры героя в заснеженном тумане показывает невозможность бегства и усиливает ощущение безысходности, подчеркивая что происходящее больше связано с областью воспоминаний, связанных с фамильной легендой.

В картине, где требовалось сыграть интеллигентного человека в трагических до нечеловеческого предела обстоятельствах, снялся любимец петербургских арт-студентов Павел Романов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской театральной академии. В «Последнем поезде» он сыграл свою единственную в жизни главную роль в кино. Алексей Алексеевич Герман когда-то учился у Романова театроведению. Как говорил Алексей Алексеевич, после первых же кинопроб он понял, что участие Романова делает фильм фильмом, и без его участия «Последний поезд» не состоялся бы.

В комментарии к фильму в каталоге Венецианского фестиваля, где «Последний поезд» получил особое упоминание в конкурсе дебютов (в том же 2003 году приз за лучший дебют получила картина «Возвращение» Андрея Звягинцева), Алексей Алексеевич Герман признаётся, что исходным мотивом при написании сценария стали факты из семейной биографии. Его бабушка вместе с матерью (тогда ещё в младенческом возрасте) были сняты с поезда, который отправлялся в Германию, неким немецким офицером. Примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте. И эти два события по прихотливой логике ассоциаций сопоставлены с судьбой немца-военврача, прибывшего последним поездом на передовую как раз накануне отступления и в итоге пропавшего без вести.

«Последний поезд» напоминает фабулой более поздний замысловатый фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр» (2015), где условные «антагонисты» стали протагонистами, и история показана с иной стороны. Фильм вышел одновременно с картинами нового поколения российских режиссеров начала 2000-х — «Коктебелем» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского (2003), «Возвращением» Андрея Звягинцева (2003), также громко прогремевшим на международных фестивалях, и народным фильмом «Бумер» Петра Буслова. Все вышеупомянутые фильмы стали предвестниками формирования подобия «новой волны» в отечественном кинематографе.

Подробнее